Истории самых известных картин Леонардо да Винчи
213
просмотров
Когда герцог Лодовико Сфорца пригласил к себе в Милан на службу Леонардо да Винчи, художника интересовали только архитектурные и инженерные проекты. В письме к герцогу Леонардо и сам расхваливает свои инженерные навыки, пишет о том, как он умеет проектировать мосты, отводить воду из рвов, возводить общественные здания. И только в самом конце письма буквально мельком упоминает, что, ко всему прочему, является художником.

К тому моменту во Флоренции Леонардо, разумеется, уже пользовался успехом как художник, однако он редко доводил до конца начатые работы. И в дальнейшем, будучи на службе у герцога Сфорца и французского короля Франциска I, да Винчи вновь и вновь оставлял работы неоконченными. Если перечислить все завершенные картины Леонардо да Винчи, то окажется, что их не так много. Но зато среди них будут два самых знаменитых в истории произведения живописи — «Тайная вечеря» и «Мона Лиза». А «Витрувианский человек» станет одним из самых цитируемых примеров объединения искусства и науки.

Мона Лиза (Джоконда) Леонардо да Винчи 1500-е

«Мона Лиза (Джоконда)» (1503-1519)

Если вас попросят перечислить все известные картины Леонардо да Винчи, вы наверняка начнете с этой. «Мона Лиза» — не только самое известное его произведение, но и самое копируемое и даже самое пародируемое. Этот образ — символ живописи эпохи Возрождения.
На картине изображена, скорее всего, Лиза Герардини, супруга флорентийского торговца шелком Франческо дель Джокондо. Леонардо начал работать над ее портретом в 1503 году, и на момент смерти художника портрет все еще находился среди его личных вещей.

Хотя историки сходятся в том, что на картине изображена Лиза Герардини, существуют различные версии, почему Леонардо решил взяться за этот заказ: например, по настоянию Джулиано Медичи. Как бы то ни было, художник много лет возил портрет за собой из Италии, Рима во Францию, постоянно его совершенствуя.

Всем сегодня известная картина Леонардо да Винчи «Мона Лиза» на самом деле не всегда пользовалась такой популярностью. Современники видели лишь «приятную» улыбку Лизы, и только Теофиль Готье в 1855 году назвал ее загадочной. Именно эта улыбка в глазах публики превратилась в главное достоинство портрета. Хотя на самом деле картина занимает особое место в живописи Возрождения по другим причинам: акцент на лице, погружение изображения в едва заметную тень, использование в качестве грунтовки свинцовых белил, которые отражали лучи света, проходящие через прозрачную лазурь и тонкие слои масляной краски и позволяли усилить ощущение глубины… Новаторские приемы Леонардо играют важную роль в придании статуса портрету.

Витрувианский человек (пропорции человеческого тела) Леонардо да Винчи 1492

«Витрувианский человек» (1492)

Это не картина, а всего лишь созданный в 1492 году рисунок. До Леонардо уже предпринимались попытки передать пропорции человеческого тела. Существуют еще два варианта похожих рисунков, созданные друзьями художника — Джакомо Андреа и Франческо ди Джорджо. Но по степени проработанности и научной выверенности рисунок Леонардо их превосходит. Он выполнен очень тщательно, видно, насколько уверенно работал над ним художник, буквально вдавливая линии в бумагу. Он явно заранее продумал рисунок и сделал все необходимые расчеты.

Тайная вечеря Леонардо да Винчи 1498,

«Тайная вечеря» (1495-1498)

Перечисляя знаменитые работы Леонардо да Винчи, многие назовут фреску «Тайная вечеря» первой — благодаря Дэну Брауну она действительно приобрела особую популярность, пусть и конспирологического толка. Эта фреска была создана для собора Санта-Мария делле Грацие в Милане. Она украшает стену трапезной. Фреска действительно необычна — Леонардо для своей эпохи был настоящим революционером, он впервые передал эмоции апостолов, когда они слышат слова о предательстве. Каждый апостол реагирует на это по-своему, и об этом нам говорят их позы и выражения лиц.
При создании фрески «Тайная вечеря» Леонардо отошел от принятой тогда технологии, используя темперу и масляную глазурь, чтобы лучше передать светотени. Увы, от этого фреска стала быстро портиться, она уже пережила несколько реставраций.

Мадонна в скалах (Мадонна в гроте) Леонардо да Винчи 1486

«Мадонна в скалах (Мадонна в гроте)»

Вспоминая шедевры Леонардо да Винчи в живописи, нельзя не упомянуть «Мадонну в скалах». Интересно, что сохранилось два варианта этой картины: первый находится в Лувре (это полотно, заказанное для алтаря в храме миланского Братства Непорочного зачатия), а второе — в Национальной галерее в Лондоне. Инфракрасное исследование показало, что лондонская «Мадонна» сначала содержала другое изображение. Также считается, что эту картину Леонардо писал не сам — вероятно, его помощник Амброджо занимался скалистым задним планом.

«Дама с горностаем» (1489-1490)

Если рассматривать написанные Леонардо да Винчи портреты, то следом за Джокондой мы наверняка вспомним картину «Дама с горностаем». В галере портретов она занимает видное место потому, что в этой работе мастер впервые отступил от канонов своего времени, требовавших, чтобы высокопостпавленную особу изображали в профиль. Здесь же Чечилия Галлерани, возлюбленная Лодовико Сфорца, изображена в три четверти — она как будто смотрит на что-то, происходящее за пределами картины. Придворный поэт Бернаро Беллинчони так писал о ней: «На полотне — вся слух», «теперь она живая навсегда.»

Дама с горностаем. Цецилия (Чечилия) Галлерани Леонардо да Винчи 1480-е
Туринский автопортрет Леонардо да Винчи 1513,

«Автопортрет (Туринский автопортрет)»

Лучшие картины да Винчи — портреты. Свой собственный, известный сегодня как «Туринский автопортрет», Леонардо создал, когда ему было около 60 лет. Это не картина, а всего лишь быстрый рисунок, но он передает главное — спокойствие, внутреннюю силу, умение наблюдать. Рисунок был обнаружен в конце XIX века. Споры о его атрибуции продолжаются до сих пор.

Поклонение волхвов Леонардо да Винчи 1481

«Поклонение волхвов» (1481)

Эту картину заказали для монастыря Сан-Донато в Скопето в 1481 году, когда Леонардо было 29 лет. «Поклонение волхвов» должно было стать запрестольным украшением главного алтаря. Планировалась картина большого формата — 246×243 см. Но она так и осталась незаконченной. Некоторые искусствоведы называют ее самой влиятельной незаконченной картиной в истории искусства. И, определенно, она была самой революционной: даже если бы художник ее завершил, заказчик бы все равно ее не принял.
Необычным было то, что практически все персонажи показаны в движении, так проявляются их эмоции — один открывает ларец с дарами, другой кланяется, третий указывает на небеса, прохожие оживленно беседуют… Остается неподвижной и спокойной только Дева Мария. Мы не знаем точно, почему Леонардо бросил работу над этим сюжетом. Возможно, ему показалась неразрешимой задача воплотить задуманное в жизнь: композиция картины, судя по его предварительным наброскам, включала 60 фигур.

Благовещение Леонардо да Винчи 1475

"Благовещение" (1472-1475)

Одна из ранних работ Леонардо. Возможно, была создана для монастыря Сан-Бартоломео в Монте-Оливето. Несмотря на смелость замысла, в картине множество недостатков — слишком плотные ткани, неестественные складки и драпировки, неувязки в композиции. Из-за этого некоторые специалисты ставили авторство Леонардо под сомнение, а другие считали, что «Благовещение» было написано совместно с Вероккьо. Но скорее всего, это просто работа юного и еще недостаточно опытного Леонардо. Об этом говорят не только приглушенные тона заднего плана, свойственные именно да Винчи, но и другие детали. Анализ показывает, что на нескольких участках масляная краска наносилась пальцами — так любил делать Леонардо. Так что на правой руке Девы Марии, если приглядеться, и сегодня можно увидеть следы, оставленные кончиками пальцев художника.

Мадонна с веретеном Леонардо да Винчи 1507

«Мадонна с веретеном» (ок. 1500 года)

О том, что эта картина существовала, мы узнаем из письма монаха Пьетро да Новеллара, который достаточно подробно её описал. Сегодня насчитываются десятки копий этой картины, большинство были написаны подражателями или учениками Леонардо. Хотя владельцы картин и искусствоведы не раз делали попытки установить, есть ли среди них картина, написанная самим да Винчи, вряд ли удастся сказать нечто определенное об авторстве этих произведений. Считается наиболее вероятным, что Леонардо причастен к двум из сохранившихся вариантов — «Мадонна Баклю» (фрагмент ниже — ее, кстати, похитили в 2003 году и нашли в 2007 году) и «Мадонна Лансдаун» (иллюстрация выше), названные по именам прежних владельцев. Проблема заключается в том, что после возвращения во Флоренцию да Винчи обзавелся собственной мастерской, и многие картины создавались в ней коллективно.

Мадонна с веретеном (фрагмент) Леонардо да Винчи 1510

В обоих вариантах картины рука Леонардо чувствуется и в том, как падает свет на лица, и в том, с какой научной точностью передана слоистая структура осадочных пород, на которые опирается младенец Иисус. Эта картина сильно повлияла на европейскую живопись. До Леонардо Деву Марию часто изображали степенной, неподвижной, безмятежной. Но здесь мы ощущаем ее тревогу и волнение.

Святой Иоанн Креститель Леонардо да Винчи 1513

«Иоанн Креститель» (1514-1516)

Эта картина относится к позднему периоду в творчестве Леонардо да Винчи. К тому времени художник все чаще работал над своими картинами для собственного удовлетворения, воплощения каких-то своих идей, и некоторые даже не собирался отдавать своим заказчикам. Картину «Иоанн Креститель» он всюду возил за собой и работал над ней практически до конца жизни. Мастер постоянно совершенствовал детали: глаза Иоанна, его рот и руки. Фигура святого на этой картине как бы выступает из тьмы, его глаза смотрят прямо на нас. Больше здесь ничего нет — ни характерного пейзажа, ни дополнительного света, однако картина все равно производит сильное впечатление. Здесь Леонардо прибегает к технике кьяроскуро, когда глубокие тени противопоставляются ярко освещенным участкам.
Моделью для Иоанна Крестителя послужил, вероятно, Салаи. Это ученик Леонардо, которого с ним связывали длительные отношения (есть версия — интимные). Возможно, поэтому в улыбке Иоанна чувствуется какая-то загадка. Хотя в целом композиция, непременные атрибуты святого — все это соответствует канону. Интересно, что именно Салаи художник оставил свою «Мону Лизу». И есть документы, подтверждающие, что после смерти мастера его ученик получил от французского короля деньги еще за несколько картин учителя.

Мадонна с гвоздикой Леонардо да Винчи 1478

«Мадонна с гвоздикой» (около 1478)

Эту картину приписывают молодому Леонардо да Винчи. Однако если она и была им создана, то в бытность учеником в мастерской Вероккьо, поэтому не исключено, что это результат совместной работы художников. Здесь прослеживаются параллели с работами Вероккьо, есть и черты, характерные для работ самого Леонардо. Например, открывающийся из окон вид, в котором смешиваются фантазия и жизненные наблюдения: острые зубчатые скалы, скорее всего, плод вымысла, а опускающаяся на них мгла — отражение реальности.

Так же, как и в других подобных работах Леонардо, в центре здесь эмоциональные реакции — младенец Иисус тянется к цветку, Мария наблюдает за ним с еле заметной улыбкой.

Леда с лебедем (набросок) Леонардо да Винчи 1506

«Леда и лебедь» (начало 1500-х годов)

В отношении некоторых утраченных картин Леонардо приходится полагаться на свидетельства современников и копии подражателей. «Леда и лебедь» — одна из таких утраченных картин. До нас дошло множество ее копий, в том числе выполненных учениками самого Леонардо. Можно даже предположить, что он все-таки окончил работу над собственным вариантом полотна. Легенда гласит, что оригинал кисти Леонардо был уничтожен по приказу мадам де Ментенон, фаворитки короля Людовика XIV, которая якобы сочла картину непристойной.

Сохранились эскизы Леонардо — если судить по ним, вряд ли картина и в самом деле была настолько «неприличной»: художник никогда не изображал эротические сцены. Вот и здесь это, скорее, сцена семейная — мы становимся свидетелями чудесного рождения детей Леды.

Есть версия, что именно об этой картине рассказывал в 1625 году один посетитель Фонтенбло, королевского дворца во Франции, описывая ее так: «стоящая фигура Леды, почти полностью обнаженная [quasi tutta ignuda], с лебедем подле нее и с двумя яйцами, из разбитой скорлупы коих вылупляются четыре младенца».

До нас дошла копия этой картины, приписываемая Франческо Мельци. Она как раз соответствует этому описанию, и ее уж точно нельзя назвать непристойной.

До нас дошла копия этой картины, приписываемая Франческо Мельци. Она как раз соответствует этому описанию, и ее уж точно нельзя назвать непристойной.
Портрет музыканта Леонардо да Винчи 1485

«Портрет музыканта» (примерно 1490-1492)

Эта картина была очень сильно переписана в более поздние времена, однако, большинство экспертов считает ее автором Леонардо да Винчи. Интересно, что это единственный мужской портрет в творчестве художника. Документы, которые могли бы рассказать что-то о его создании, не сохранились. Неизвестно, кто изображен на портрете и кто был его заказчиком.
Вряд ли эта картина изображает богатого или влиятельного человека, иначе об этом сохранились бы какие-то свидетельства. Есть версия, что на портрете — Аталанте Мильоротти, музыкант при дворе Сфорца. Он отправился из Флоренции в Милан на службу к герцогу одновременно с Леонардо. Но существуют и другие гипотезы, и ни одна из них пока не признана верной.

Мадонна Бенуа Леонардо да Винчи 1478

«Мадонна Бенуа» (ок. 1478-1480)

Это еще одна ранняя картина Леонардо, и многие искусствоведы считают, что она осталась незавершенной. Есть теория о том, что «Мадонна с гвоздикой» и «Мадонна Бенуа» — первые самостоятельные работы художника, которые он написал после того, как покинул мастерскую Андреа Вероккьо. Но влияние учителя все еще чувствуется как в композиции, так и в схожести образов. Совсем юная Мария с улыбкой наблюдает за тем, как младенец Иисус рассматривает цветок крестоцвета.
В этой картине Леонардо одним из первых во Флоренции использовал технику масляной живописи. Он отказался от пестроты красок, свойственных флорентийским художникам той эпохи. Вместо этого он постарался точнее передать нюансы светотени и фактуру материалов.

Портрет Джиневры де Бенчи Леонардо да Винчи 1470-е

«Портрет Джиневры де Бенчи» (1474-1476)

Это одна из ранних работ Леонардо. Джиневра де Бенчи была дочерью флорентийского банкира. Она была представительницей рода, который богатством и влиятельностью уступала только легендарным Медичи. В те времена портреты знатных дам писали в случае помолвки, свадьбы или смерти. По времени написания эта картина могла бы быть свадебным подарком — в 1474 году 16-летняя Джиневра вышла замуж за Луиджи Никколини, происходившего из менее богатой, но влиятельной семьи. Но многие искусствоведы опровергают эту версию и считают, что заказчиком портрета был венецианец Бернардо Бембо, который воспылал платонической страстью к Джиневре. Такая куртуазная любовь в те времена только поощрялись в обществе (кстати, у Бембо были и жена, и любовница, когда он заказывал этот портрет).

О том, что портрет заказал Бернардо, может свидетельствовать и венок из лавровой и пальмовой ветви — его эмблема, которую Леонардо поместил на оборотную сторону портрета. Через несколько лет после того, как художник создал эту картину, Бернардо покинул Флоренцию, а Джиневра избрала добровольное изгнание в сельском поместье — об этом мы можем узнать из посвященного ей сонета Лоренцо Медичи. Мы мало знаем о жизни Джиневры, но известно, что она сочиняла стихи, пользовавшиеся популярностью у современников. Увы, из ее произведений почти ничего не сохранилось, разве что строчка «Vi chiedo perdono; io sono una tigre di montagna» («Прошу меня простить, я — горная тигрица»).

Спаситель Мира (Сальватор Мунди) Леонардо да Винчи 1500

«Спаситель мира» (1499-1510)

Каждое десятилетие всплывают картины, которые их владельцы пытаются выдать за произведения великих художников. Однако иногда эти произведения действительно оказываются выдающимися и достойны авторства великих мастеров. В 2011 году таким подлинником признали картину «Спаситель мира» Леонардо да Винчи.
Если посмотреть, какие картины Леонардо да Винчи стоят дороже всего, то первые строчки в списке займут «Мона Лиза» и «Спаситель мира». Но стоимость «Моны Лизы» (от 850 млн. до 2,5 млрд. долларов) оценивают, скорее, умозрительно. А вот «Спаситель мира» фактически стоит 450 млн. долларов — столько за него заплатили в 2017 году. Но и огромная сумма не может служить окончательным аргументом в спорном деле. В 2021 году вышел документальный фильм, создатели которого утверждали, что эта картина написана, вероятно, кем-то из учеников Леонардо, а ее цена — результат пиар-акций и шумихи.
Факты же таковы: «Спаситель мира» — картина, написанная на традиционной ореховой доске масляными красками, и экспертиза показала, что живописной слой действительно был создан во времена Леонардо. Стилистически эта картина также соответствует манере да Винчи. Но красочный слой сохранился плохо, клеймо или подпись на картине отсутствуют. А при изображении хрустального шара были допущены ошибки — видные сквозь него складки одежды не искажаются и не переворачиваются. Леонардо, сумевший показать даже три крошечные пустоты-инклюзии внутри шара, наверняка знал об оптическом эффекте, из-за которого изображение должно выглядеть перевернутым. Значит, он либо сознательно его игнорировал, либо над картиной работал также и кто-то из учеников, допустивший ошибку.

Прекрасная ферроньера (Портрет неизвестной) Леонардо да Винчи 1490-е

«Прекрасная Ферроньера» (1490-1499)

Эта картина — портрет придворной дамы из окружения Сфорца. Скорее всего, здесь изображена Лукреция Кривелли, метресса герцога Лодовико. Мы же знаем эту картину под французским названием La Belle Ferronnière: прекрасная ферроньера — это обруч, который мы видим на даме.
Лукреция была фрейлиной при новой супруге герцога, и некоторые эксперты считают, что Ферроньера (предмет уже выступает в роли будто бы имени) — это сама Беатриче д’Эсте. Но доказательств у второй версии нет. Как и Чечилия Галлерани — «Дама с горностаем», — Лукреция родила герцогу сына. И Лодовико преподнес ей тот же подарок, что и Чечилии: портрет кисти известного художника. Вероятно, что и доска, на которой был написан этот портрет, была вырезана из того же ствола грецкого ореха, что и доска для «Дамы с горностаем».

В то время Леонардо был занят изучением оптических законов, и это отразилось в портрете. Помимо того, что художник пытался передать свет, даже жертвуя утонченностью образа, он экспериментировал еще с одним методов. Леонардо пытался передать взгляд, который следит за зрителем, и заметил, что этот эффект заметнее всего, если глаза будут казаться чуточку косыми. Этот эффект исчезает, если смотреть по отдельности в каждый глаз дамы.

Святой Иероним в пустыне Леонардо да Винчи 1482

«Святой Иероним в пустыне» (около 1482 года)

Это еще одно неоконченное произведение Леонардо да Винчи, написанное им в те времена, когда он еще работал в мастерской Андреа Вероккьо. Однако есть свидетельства, что эту картину, написанную на дереве, он подправил почти тридцать лет спустя, когда изучил анатомическое подробности строения шейных мышц.
В настоящее время работа хранится в пинакотеке Ватикана. В середине XIX века за эту картину заплатили 2 500 тыс. франков. Художник не завершил картину из-за того, что уехал из Флоренции. До наших дней произведение дошло в испорченном состоянии. Когда-то оно было обрезано и распилено на две части — вероятно, нижняя служила крышкой ларя или, как гласит легенда, столешницей в какой-то лавке.

Мадонна Литта Леонардо да Винчи 1490-е

«Мадонна Литта» (1490-1491)

Традиционно эту картину атрибутируют как произведение Леонардо да Винчи. Но в последнее время тиражируется мнение некоторых искусствоведов, которые с этим не согласны. Они считают, что неестественная поза младенца говорит о том, что-либо один из учеников Леонардо принимал активное участие в создании полотна одновременно с самим да Винчи, либо художник не закончил картину и она была завершена значительно позже.
Экспертиза показала, что некоторые элементы действительно имеют значительно более позднее происхождение. Например, практически незаметный с первого взгляда щегленок, которого держит в руке младенец Иисус (в католической традиции это один из символов Сына Божьего). Однако именно в этой работе крайне мало спорных моментов по сравнению с другими упомянутыми картинами.

Что ж. Леонардо да Винчи был гением, но не сверхчеловеком. Он написал не так много картин, да и не все из известных нам закончил, поскольку множество своих замыслов так и не довел до конца. «Битва при Ангиари» и «Поклонение волхвов» так и остались набросками, многие из его изобретений не смогли бы работать так, как это задумано, а блестящие трактаты не были подготовлены к печати. Но того, что он все-таки завершил, достаточно для того, чтобы назвать Леонардо величайшим гением Возрождения.

Возможно, он не хотел завершать работы, которые не мог довести до совершенства — и это в эпоху, когда художники были в первую очередь искусными ремесленниками, которые и не стремились к подобному перфекционизму. Леонардо же считал, что можно просто отложить проект в сторону и вернуться к нему, если осенит новая мысль. А возможно, он не хотел объявлять проведения завершенными, потому что ему нравилась идея текучести и изменчивости мира. Этого мы уже никогда не узнаем. Но взгляните еще раз на работы Леонардо — сколько в них красоты, движения и тайны, которая окутывает искусство, жизнь и смерть художника.

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится