Бог явился не для Себя, для грешников, людей, нуждающихся в помиловании и спасении. Бог принял человеческую природу ради близости к нам, чтобы чувствовать ту же боль, страх, одиночество и даже смерть. Он стал человеком, чтобы мы развернулись к Нему. Он не даст забить камнями грешницу и обличит фарисейство, Он вернет зрение слепому и очистит прокаженного, Он научит любви и смирению. Иванов своей картиной говорит именно об этом: о любви и милосердии, милости к униженным и страждущим, о всепоглощающей любви Бога к людям.
Картина являет переломный момент в истории человечества, как бы кто из нас не относился к христианству. Момент смены эпох, начала нового христианского мира, учения, разделившего людей, но в то же время давший надежду на спасение.
В картине Иванов меняет акцент, делая его не на Иисусе, а на конкретных людях, их реакции на явление Мессии. В этом замысел художника. Мы видим Господа уже после Крещения и после сорокадневного испытания в пустыне, готового на проповедь и смерть.
Картину можно было бы назвать «Вышел Сеятель сеять…», в ней можно было бы не изображать Иисуса вовсе, идея художника все равно была бы прозрачна и ясна:
«Не бойтесь! Я победил мир!» и в то же время «Не мир принес Я, а меч». И мы видим как в разных людях по-разному воспринимается весть и свидетельство Иоанна:
«Се, Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира».
Люди разные, почва разная, хоть и сеется одно семя. Но одни приняли, другие отвергли, одни уверовали, другие усомнились, одни успокоились, другие возмутились, одни возрадовались, другие опечалились.
Две реакции разделяют картину на две половинки, она полна противостояния и разделения: на правых и левых.
Слева от нас и в центре, перед нами, стоят люди, уже покрестившиеся у Иоанна, принявшие его свидетельство, хоть и с разной степенью радости, доверия и надежды.
Юноша слева так и застыл в изумлении и радостном удивлении, забыв прикрыть свою наготу. Старец, опирающийся на посох, тоже с вниманием смотрит на Иисуса в надежде на исцеление.
Его будущие ученики - Иоанн, Петр, Андрей Первозванный и Нафанаил - ныне еще ученики Иоанна Крестителя, стоящие за спиной "Ангела пустыни", с трепетом и вниманием восприняли проповедь и известие о Грядущем .
Они устремлены туда, куда показывает им учитель: в сторону Спасителя. Его действие уже проявляется в каждом: самый младший из учеников, прекрасный юноша, больше похожий на девушку, – Иоанн Богослов – пылкий и страстный готов уже сейчас бежать навстречу Господу.
Петр, опытный и рассудительный разворачивается лицом к другим, как бы спрашивая: «Тот ли, Кого ждали?» Андрей Первозванный не сомневается и отвечает этими же словами Петру: «Не сомневайся, Тот, Кого ждали».
И самым последним в этой группе будущих апостолов стоит Нафанаил, о котором Господь скажет, что он – подлинный израильтянин, в котором нет лукавства. И действительно, апостол опустил глаза и смиренно думает о своем недостоинстве, услышав слова «Се, Сын Божий».
Самая крупная фигура картины - Иоанн Креститель. Он настолько выделяется что не сразу поймешь, что главное в картине – то ли проповедь Крестителя, то ли явление Христа.
Фигура Спасителя по размерам значительно меньше не только фигуры Иоанна, но и всех остальных: рабов, фарисеев, апостолов, женщин, всадников.
Образ Иисуса Христа явно имеет иконописное происхождение: тот же длинный синий гиматий и длинный красный хитон, та же легкая и тихая поступь, как будто Он не идет, а плывет над землей. Тот же лик - кроткий, спокойный и смиренный.
Картина Александра Иванова "Явление Христа народу" рассказывает о крещении Иоанном Предтечей. Сознательное умаление размеров Мессии на фоне других фигур, напоминает иконы «Рождества Христова» и «Рождества Богородицы», на которых на первом плане тоже не Богомладенец и не только что рожденная девочка Мария, а те, от Кого они рождаются, давая место событиям, происходящих здесь и сейчас.
Если бы Господь был на первом плане, как на иконе «Крещение», то все внимание было бы сосредоточено на Нем, а не на людях, в которых отражается Его лик и Его любовь к ним. Но художнику важнее показать как воспринимается Его явление в разных по темпераменту, положению и возрасту людях, как мир, ожидавший несколько тысячелетий прихода Мессии, но дождавшись, не признал.
Он направляется к тем, кто от Него отвернулся - саддукеям, фарисеям и книжникам, изображенными уходящими от Него, спускающимися вниз, не оборачивающимися и не реагирующими на свидетельство и грозный призыв Крестителя .
В первоначальном варианте Спаситель шел навстречу тем, кто уже покрестился в водах Иордана и явно принимает Мессию, в окончательном же варианте – к тем, кто Его не принял, потому что, по словам Иисуса, Он был послан к погибшим овцам стада Своего, чтобы спасти их.
Сцену с очерствевшими законниками - книжниками и фарисеями - мы видим справа. В этой же группе, однако, стоит в коричневом хитоне, обернувшийся к Мессии, Гоголь, с которым Иванов был очень близок в годы написания картины. Среди этой группы, к которым направляется Иисус, стоят несколько женщин, среди них, наверняка, есть и та грешница, которую спас Христос, сказав ее обличителям: «Кто из вас без греха, первым брось в нее камень».
Там же мы видим двух воинов на прекрасных конях, которые тоже пришли креститься у Иоанна. Креститель их наставляет, они верят ему и становятся свидетелями явления Мессии, глядя на Которого, Иоанн называет «Сыном Божиим». Их кони тоже реагируют на идущего сзади человека, чуя нечто новое и необычное. Настолько необычное, что шарахаются в сторону, пугая женщин.
Одна из них, с непокрытой головой, в страхе оперлась на руку самого сановитого книжника, даже не замечая неприличия этого жеста. Две другие – тоже пугаются. Так люди и животные реагируют на явление Иисуса. В центре – самая многочисленная группа - несколько человек, одни из которых смотрят на Спасителя, как тот господин, что сидит к нам спиной, а другой – его раб - улыбается, может быть, впервые в жизни, почувствовав надежду на избавление и спасение.
В глубине этой группы в широкополой шляпе и с посохом в руке художник изобразил самого себя, тоже обращенного в сторону Господа. И на лицах всей этой средней группы глубокое и живое сокрушение духа: кто-то поник к земле взором, кто-то с умилением смотрит в небо, а кто-то простирает руки к небу. Всех их объединяет стремление уединиться от людей в своем сокрушении.
Все фигуры и лица на картине непринужденные, свободные, такие, какими они действительно являются в жизни, какими застал их Господь в момент Своего явления. Все просто и естественно, как правда, которую несет Спаситель мира. Картина Александра Иванов "Явление Христа народу" написана так, будто ее автор и люди уже слышат спасительный евангельский призыв
«Приидите ко Мне все труждающиеся и обремененные и Аз упокою Вы».