В 1600—х многие люди не умели ни читать, ни писать. В этой связи творчество художников было очень кстати: они рассказывали свои истории через символы на картинах. Особенно актуальны были эти живописные рассказы во времена религиозных преследований и инквизиции.
Белый воротник — молодость, невинность и чистота.
Белый платок — аллегория нимба. («Женщина, держащая весы»).
Венок, горн и книга — обозначают Клио, музу истории. («Мастерская художника»).
Весы — символ взвешивания души, своих действий, метафора выбора между добром и злом. («Женщина, держащая весы»).
Виноград — признак плодородия.
Глобус — создавая картины «Географ» и «Астроном», художник задумал и образ ученого, занимающегося наукой, и символ вселенной, и связанную с ней идею конечной природы земного существования. Это был его любимый мотив в картинах XVII века.
Грозовое небо — назревающая проблема.
Двуглавый орел — символ династии Габсбургов, которая с XVI века управляла семнадцатью провинциями Нидерландов. История вдохновляет художника. В художественных кругах со времен античности это его самый важный предмет, дающий право художникам на престижную позицию в обществе. («Бокал вина»).
Жемчуг — тщеславие («Женщина с жемчужным ожерельем», «Госпожа и служанка», «Любовное письмо», «Женщина с лютней», «Гитаристка»).
Женщина — в священном писании и картинах художника символизирует Церковь.
Зеркало — символ оценки достоинств и недостатков, добра и зла, двойственность женской природы.
Змея, раздавленная камнем — символ победы Христа.
Золотые монеты и жемчужины — символизируют опасность мирского поведения. («Женщина, держащая весы»).
Карта Нидерландов — географическая карта в XVII в. была ценным предметом интерьера, свидетельствующая о богатстве, а заодно и о патриотических чувствах ее владельца («Мастерская художника», «Молодая женщина с кувшином воды», «Офицер и смеющаяся девушка»). На картине «Женщина читающая письмо» карта Нидерландов на стене позади означала, что письмо написано путешествующим мужем.
Кисть для пудры — символизирует легкомысленность молодых женщин из высшего сословия, отсутствие домашних обязанностей и склонность к пустячным занятиям («Женщина с жемчужным ожерельем»).
Книга — обращает внимание на важность сюжета («Мастерская художника»).
Корабль в море — тема картины прямо за головой горничной, и он символизирует поиск безопасной гавани («Любовное письмо»).
Кувшин вина и ваза с яблоками — символ падения человека в райском саду («Горничная спит», «Девушка, читающая письмо у открытого окна»).
Лимоны — олицетворяли собой кислую дружбу.
Метла, которая представляет голландскую поговорку «замужем за метлой» — еще один способ сказать, что они живут вместе вне брака. может свидетельствовать о том, что брак был забыт или отложен («Любовное письмо»).
Морские пейзажи — спокойное море означало спокойную жизнь, тогда как бурное море означало трудности.
Музыкальные инструменты — символизируют гармонию между мужчиной и женщиной. Музыка — это спутник радости, бальзам скорби. В живописи Вермеера музыкальная тематика часто перекликается с темой влюблённости и соблазна («Прерванный урок музыки», «Урок музыки», «Концерт», «Дама, сидящая за вирджиналем», «Женщина с лютней»).
Одинокий пейзаж с человеком — иллюстрирует разлуку влюбленных («Любовное письмо»).
Пара тапочек - символ женщины с сомнительной моралью («Любовное письмо»).
Смятые или отброшенные ноты могут представлять недостижимую гармонию («Любовное письмо, «Бокал вина», «Прерванный урок музыки».
Стол женщины — это стол Господа, и он говорит о единении с Христом, которое традиционно и символически встречается в символах хлеба и вина («Христос в доме Марфы и Марии»).
Ткани — декор, который способствует успеху картины. Скатерти и тканные полотна придают картинам контраст, необходимый Вермееру для закрепления геометрической компоновки. Очень часто используемый предмет интерьера («Женщина с жемчужным ожерельем», «Женщина, держащая весы» и др.).
Три шкатулки (для денег, для украшений, для весов) — символ материальных благ и суетных радостей («Женщина, пишущая письмо», «Женщина, держащая весы»).
Яблоко — означает первородный грех. («Девушка, читающая письмо у открытого окна»).
Таким образом, предметы на картинах Яна Вермеера скрывают заложенные художником коннотации. Символы передают контраст, дополняют композицию и олицетворяют истинный сюжет.