«Невероятная» эпатажная мода, прически, имитирующие стрижки приговоренных к казни и, конечно, особые собрания с музыкой и танцами, которые получили названия «Балы жертв», были на самом деле своеобразным способом сказать "нет" жестокости этого времени.
Кровавая бойня революционного террора 1793-1794 годов унесла, по разным оценкам от 16 до 40 тысяч человек. Франция была охвачена массовыми казнями, огромное количество людей гибло в боях, от болезней и голода. Если считать всех, погибших в этот период времени, то исследователи называют цифру до 300 тысяч человек – 1% от населения. Не удивительно, что, как только давление якобинского террора ослабло, у оставшихся в живых наступила нездоровая реакция.
В моду у молодых людей вошла одежда со странными пропорциями: сюртуки, имитирующие горбы, с несоразмерно огромными воротниками и галстуками, как будто скрывающими зоб, и обувь с острыми носами. Но самым важным была прическа. Коротко стриженная сзади, но с болтающимися по бокам длинными космами, голова, как будто готова была скатиться с гильотины. Вместо трости носили суковатые палки. Некоторое исследователи этого периода считают, что внутрь даже мог заливаться свинец, и палка превращалась в весьма эффективное оружие, с помощью которого «золотая молодежь» мстила оставшимся санкюлотам.
Они сменили стиль речи на подчеркнуто противоположный сухому и раскатистому языку революционеров. Говорили, аристократически картавя (это на французском-то), постоянно повторяя фразы: «Ma parole d’honneur!» (Честное слово!) «C’est incroyable!» (Невероятно!). Называть их стали как раз инкруаяблями, так это словечко и вошло в историю.
Девушки не уродовали свои пропорции, но делали себе высокие прически схожего силуэта и носили на шее красные ленточки, похожие на след от ножа гильотины. Платья были античного покроя, из прозрачных тканей. Их называли мервейёзами (причудницами). Придумали эту моду такие известные дамы как Тереза Тальен, мадемуазель Ланж, Жермен де Сталь и Жозефина Богарне.
Важным элементом этой слегка инфернальной моды стали особые танцевальные вечеринки, получившие название «Балы жертв». На них приглашались только родственники казненных дворян, хотя, наверное, в то время не осталось аристократских семей, переживших революцию без потерь. Темой и стилем этих собраний также были смерть и казнь. Происходили «балы» обязательно ночью, иногда даже на кладбищах. Так, например, Бал Зефира был проведен на церковном кладбище церкви St. Sulpice, а Бал Лип - на монастырском кладбище кармелитов. Движения танцев были похожи на конвульсии только что умершего. Таким вот языческим способом, эпатажными, почти маскарадными костюмами, музыкой и весельем сквозь слезы, люди проявляла радость выживших и отмечали свою новую свободу.
Французская революция стала тем периодом в истории, который нельзя оценивать однозначно. Как и любой конфликт, затрагивающий народные массы, она часто приводила к неоправданной жестокости.