Создание скульптур и других предметов из слонового бивня или его имитации было достаточно распространенной формой искусства, которая процветала во многих культурах мира, от Ближнего Востока до Африки и даже Японии. Слоновий бивень был особенно ценен и любим в римском мире, а потому не удивительно, что он нашел свое место и в Византийской империи, а затем перекочевал в христианскую Европу и в мусульманский Ближний Восток. Мода на производство изделий из слоновой кости только росла и очень сильно зависела от взаимоотношений между государствами, а ещё – от торговли между ними.
Слоновая кость как основной материал в средневековых произведениях искусства
Бивень слона имел гладкую, плотную и достаточно прочную текстуру, что делало его идеальным материалом для резьбы, ведь в нем можно было вырезать абсолютно любые детали. Наиболее ценным материалом считались кости слонов из Африки, у которых были более длинные бивни, что лучше подходили для детализированных и крупных фигур, в отличие от костей индийских слонов. Поскольку в Европе эти животные не водились, им пришлось полагаться на импорт слоновой кости, а потому не удивительно, что развитие торговых путей и геополитика играли решающую роль в создании средневековых предметов искусства из слоновьих костей.
Государства, которые контролировали основные торговые пути на Ближнем Востоке, имели наибольший доступ ко всем слоновьим бивням, что транспортировались из Африки. Этим преимуществом охотно пользовалась Римская и Византийская империи, а также страны исламского мира. Поставки бивней в Европу зачастую зависели непосредственно от взаимоотношений христианских государств с изменчивыми исламскими странами на севере африканского континента. А потому слоновая кость была достаточно редким и ценным материалом для европейцев, исключая готический век, когда она стала более доступной.
Поэтому европейцы часто пускались на поиски аналогов. Например, в северной части Европы охотно использовали моржовую кость, которая стала распространенным заменителем слоновьей. Несмотря на внешнюю схожесть со своим слоновьим собратом, моржовая кость обладала более желтым, насыщенным цветом в отличие от белого у слонов. При этом отличается она и текстурой, из-за чего вырезать на ней тонкие, четкие и сверхдетализированные фрагменты было невозможно. Поэтому моржовую кость использовали для предметов, которые не имели высокой стоимости или исторической ценности, были менее престижными. А вот редкие запасы слоновьих бивней использовали в основном для работ на религиозную тематику. Ярким примером такого распределения материала служат шахматы с острова Льюис, которые были созданы из кости моржа.
Однако на этом выбор материалов не заканчивался: зачастую применяли кости и зубы других животных. Примечательно, что некоторые династии, например, Каролинги и Оттоны, которые не имели доступа к большому обилию слоновой кости, занимались повторным производством предметов искусства. Для этого брались слоновьи кости или участки из них, которые уже были обработаны и представлены в виде каких-то скульптур и предметов, а затем верхнюю часть кости срезали, удаляя нанесенный узор, после чего вырезали фрагменты, имеющие иную структуру и рельеф.
Широкое распространение слоновьи бивни получили в 1230-1330 годах нашей эры, когда их стали массово привозить в страны Северной Европы. В те периоды времени традиция резьбы по слоновьей кости не только в религиозных, но и бытовых целях процветала, и особенно популярной была в Париже. Византийская империя в свою очередь занималась производством как священных фигур, так и бытовых изделий из кости, часто наследуя римские работы, в то время как мусульманские страны считали слоновью кость престижным материалом исключительно для светского применения.
Средневековые скульптуры из слоновьей кости
Большая часть фигур и скульптур, созданных из кости слона в Средневековье, разрабатывалась на плоских кусочках, однако встречались и округлые предметы. Примечательно, что такие фигуры могли иметь как высокий, так и низкий рельеф, а также периодически в них встречались элементы, пробивающие материал насквозь. В отличие от других предметов искусства этого периода, например, из камня, которые широко применялись для церковных нужд, предметы из слоновьей кости практически никогда не окрашивались полностью или могли не иметь окраски вовсе.
Например, на территории Европы слоновий бивень был редким и очень дорогим материалом, а потому высоко ценился его естественный, белоснежный оттенок. При этом только некоторые, небольшие фрагменты могли покрываться с помощью краски или чаще – позолоты. Были найдены и предметы из кости слона, которые имели инкрустацию при помощи цветного стекла, а ещё обладали вставками из полудрагоценных камней. Последние охотно применялись в качестве глаз на фигурках, а ещё дополняли драгоценные камни и эмаль в случае, если скульптура представляла собой составной объект из множества видов декора. Некоторые предметы, если это было действительно уместно, имели роспись золотом, однако такой материал плохо сохранился, а потому золоченных находок времен Средневековья практически нет.
Создаваемые предметы имели, как правило, довольно маленький размер. И не удивительно, ведь слоновьи бивни, несмотря на свою довольно большую длину, имели изогнутую форму, что значительно ограничивало возможности для создания скульптур и предметов искусства. Стоит отметить также, что внутренняя часть кости бивня – полая, а потому не подходила для создания чего-либо. Более крупные предметы создавались из нескольких бивней поменьше, имели рельефный орнамент и затем скреплялись вместе. Сегодня они в основном представлены в виде табличек, которые можно найти в коллекциях музеев по всему миру. Однако не существует точных данных, частью чего они были в Средневековье.
Например, трон Максимилиана представляет собой предмет искусства, который создан из отдельных пластин из слоновой кости. Считается, что он был произведен примерно в VI веке в Византии, и предназначался эпископу из города Равенна, что в Италии. Также было найдено несколько табличек и пластин, которые, по мнению ученых, были частью более крупного произведения искусства, созданного на территории немецкого города Магдебург. По некоторым версиям, таблички могли быть частью церковного панно. Пластины широко применялись для изготовления диптихов и триптихов на религиозную тематику, а также для создания крышек и стенок у резных шкатулок.
Многофункциональные пластины из слоновьей кости
Пластины из слоновьей кости зачастую применялись именно для создания диптихов в римском стиле. Таблички также могли скрепляться вместе, формируя книжную обложку, и применялись в таком случае для ведения записей на светскую или религиозную тему. Снаружи такая записная книжка была украшена с помощью вырезанного скульптурного барельефа, а внутри находились таблички из воска, на которых можно было писать.
Названные консульскими, диптихи представляли собой дорогостоящий и даже элитный подарок. Императоры и правители государств преподносили такой щедрый дар своим сторонникам, когда те достигали ранга консула. Многие византийцы достаточно долго продолжали традицию таких консульских диптихов, однако в скором времени о них забыли, и панели, которые использовались для их производства, соскабливались и вырезались на другой лад и с другими мотивами.
Таблички, созданные в классическом стиле, часто получали вторую жизнь в виде книжных обложек, которые назвали драгоценными переплетами. Такие панели вырезались по новой или использовали в том виде, в котором они были, но уже с иными целями. Диптихи и триптихи могли иметь разные формы, но схожие функции. Они часто появлялись в западноевропейской и византийской культуре как украшения для молитвенников. Двух- или трёхпанельная форма, которая соответствовала религиозным алтарям, имела уменьшенные размеры и использовалась для домашней молитвы. Эта традиция зародилась в Европе в готический период, и была примерно так же популярна, как применение для этих же целей икон в Византии. В то время слоновьей кости было достаточно много, а значит не только состоятельные граждане могли заказывать диптихи и триптихи для украшения своего дома.
Как правило, на панелях изображались сцены с распятием, с Девой Марией и младенцем Христом. Они также имели формы, близкие к готическим традициям, и даже несмотря на свои маленькие размеры обладали высоким уровнем детализации и обработки изображения.
Трехмерные скульптуры
Слоновьи бивни также применялись для изготовления небольших скульптур и статуэток на религиозную тему. Особенно популярным было изображение Девы Марии с младенцем Христом. Отдельно создавались фигурки Христа из слоновой кости, который был изображен на распятии, что могло быть сделано как из кости, так и из другого материала.
Популярность слоновьих бивней в создании фигур на религиозную тему объяснялась их белым цветом, который ассоциировался с чистотой и невинностью, что делало кости идеальным материалом для изображения Христа и Девы Марии.
Не удивительно так же, что фигуры зачастую были слегка изогнуты, принимая естественную форму бивня. Особенно это заметно на традиционных скульптурах Девы Марии. Такой стиль резьбы по кости назывался готическим, и частично объяснялся необходимостью приспособить изогнутую форму исходного материала к созданию предметов искусства среднего и малого размера. Поскольку скульпторы работали в основном с костью или деревом, можно проследить влияние готического стиля и их мастерства на конечный результат работы.
Слоновая кость для светских нужд
Другие произведения искусства времен Средневековья, созданные из слоновой кости и имевшие популярность и в Европе, и в Византии, представляли собой светские предметы, которыми можно было пользоваться каждый день. Среди них особенно выделялись гребни, основы для зеркал, шкатулки, рукоятки ножей, игрушки и многое другое.
В средневековом мире такой предмет, как шкатулка, который создавался из благородных материалов и имел удобную, откидную крышку, был чрезвычайно популярным и рассматривался как объект роскоши. Шкатулки создавались из отдельных табличек, которые крепились на специальных деревянных стержнях и пазах. В Византийской империи мастера-резчики по слоновьей кости производили шкатулки почти что серийно, создавая таблички стандартных форм и размеров, предлагая их на выбор своим постоянным клиентам.
Вторым, но не менее популярным предметом из слоновьей кости, была пиксида. Это небольшая коробочка в форме цилиндра, которая закрывалась на маленькую крышку. В отличие от шкатулки, стенки пиксиды были цельными, округлой формы, вытесанными из кости слона, и имели дополнительное основание и отдельно разработанную крышку. Подобно шкатулкам, пиксиды также снаружи украшались резьбой и имели рельефную поверхность.
И шкатулки, и пиксиды были предметами роскоши, которые применялись для хранения драгоценностей, украшений, косметических средств или парфюмерии. Поэтому не удивительно, что они были украшены не религиозными, а светскими мотивами. Особой популярностью пользовалась тематика любви и отношений, поскольку эти маленькие вместилища в основном преподносили в качестве любовных подарков как мужчинам, так и женщинам в период ухаживаний. Западноевропейские сохранившиеся примеры зачастую изображают на табличках пиксид и шкатулок изображения из рыцарской, романтической литературы, где наиболее часто использовались фигуры из легенды о короле Артуре. В Византии же всё было совсем иначе: пользовались спросом изображения из классической литературы и мифологии. Мусульманские образцы пиксид и шкатулок, в том числе и найденные в Аль-Андалусе и на Сицилии, которые тогда находились под влиянием ислама, имели на себе сцены из царского досуга, к примеру, картинки из охоты, музицирования в саду, а ещё – животных, которые вырезались с глубоким рельефом.
Поскольку такие предметы не относились к религиозным, в исламских вариантах шкатулок зачастую использовались различные фигуры и детали. В большинстве своем, средневековая манера создания изделий из слоновой кости применяла такие же мотивы и стилистики, которые были характерны для того периода и места производства. А потому не удивительно, что и шкатулки, и скульптуры из камня, фрески, мозаики и картины часто имели один и тот же стиль исполнения.
Поздние средневековые работы из слоновой кости
Несмотря на то, что и шкатулки, и пиксиды первоначально использовались как предметы светского обихода, чуть позже они приобрели религиозное значение. Поскольку предметы, изготовленные в Византии и на территории исламских государств в Средневековье, считались верхом роскоши, христиане из Западной Европы, которые их приобретали, использовали их в основном как реликварии для хранения хлеба и вина для обряда евхаристии. Даже наличие куфического письма на предметах с исламскими корнями не мешало людям считать их истинно христианскими реликвиями.
Подобно золоту и драгоценностям, слоновья кость была невероятно желанным и ценным материалом в средние века, иногда роскошным, а иногда даже священным. Поэтому многие предметы искусства, выполненные в Византии и в странах исламского мира, сегодня находятся в европейских соборах и частных коллекциях. Их также часто модифицировали и сочетали с другими предметами и драгоценностями, имевшими различный возраст и страну происхождения.
Резьба по слоновой кости, всё же, не была исключительным методом и способом демонстрации мастерства мастеров в период Средневековья. Она пользовалась периодической популярностью и практически полностью исчезла в начале двадцатого века, когда в мире начали править скульптуры в стиле ар-деко. В современном мире система охраны природы и животных положила конец древней традиции резьбы по слоновьей кости. Даже рынок древних бивней слонов жестко регулируется. Впрочем, это не мешает фигурам, табличкам и предметам светской и религиозной тематики из этого материала высоко цениться во всем мире и находиться в самых известных мировых коллекциях и музеях.