Суд над животными: средневековые преступления в Фалезе
Итак, эта вопиющая история произошла в начале 1386 года в городе Фалез, в Нормандии. Свинья обглодала руку и части головы трёхмесячного младенца по имени Жан Ле Мо, сына местного каменщика. Ребёнок от полученных увечий скончался. Животное просто слонялось по городу без цели. Хозяев свиньи так и не вычислили: предстоящий процесс предполагал присутствие двух сторон — потерпевшую и сторону ответчика. Так или иначе трёхлетнюю свинку ждал приговор: животное вплоть до 9 января (если верить судебным запискам) находилось в тюрьме. Почти девять дней она находилась под стражей: за ней смотрели и её вовремя кормили. У свиньи даже был свой адвокат, который вряд ли мог помочь оправдать её деяния в суде. Приговор был зачитан уже в тюремном помещении точно также, как обыкновенным заключённым.
Казалось бы, откуда мы узнаём о такой дикой и парадоксальной истории? Виконт Фалеза Реньо Риго, который занимал свою должность с 1380 по 1387 год, руководивший судебным процессом и нотариус Гийо де Монфор оставили документы по этому делу.
Также ясность вносят расходные книги: сколько было потрачено денег на реализацию судебного разбирательства, содержание «преступницы» в застенках тюрьмы, да и на само помещение, где находилось животное. Добавим сюда работу ремесленников, которые готовили эшафот, а также конвоя, который вёл подсудимую к месту казни. Подобное дело действительно влетало в копеечку городской администрации, а также хозяевам скотины.
Чудовищная история казни в нормандском Фалезе
Если верить судебной расписке от 9 января 1386 года, то именно в этот день состоялась, пожалуй, самая необычная казнь в истории Средневековой Европы. Свинью-людоеда специально одели в куртку и короткие штаны. На передние копыта даже надели белые перчатки. Её привязали к кобыле, которая тащила её через весь город к установленному на ярморочной площади эшафоту.
Отдельное внимание следовало уделить собравшейся на площади публике: горожане, свита виконта Фалеза и крестьяне из близлежащих сёл, которые привели с собой своих свиней. Именно виконт Реньо Риго велел им явиться на процесс вместе с хрюшками дабы наказание за это отвратительное преступление служило им уроком. Тонкий психологический ход от главы городской администрации.
Сперва палач начал её уродовать: он изрезал свинье рыло и отрубил мясо с ляжек. Далее на преступницу надели странную маску в виде человеческого лица. Еле живую скотину подвесили за задние ноги на виселицу и оставили истекать кровью. Животное быстро скончалось от полученных увечий. Но на этом «шоу-программа» не закончилась: тушу сняли с эшафота и вновь привязали к кобыле, которая таскала труп свиньи-людоеда на площади по кругу. Финалом такой зверской церемонии стало сожжение останков преступницы.
По личному указанию виконта позднее в Церкви Святой Троицы в Фалезе появилось огромное настенное панно в память об этой чудовищной казни. Судьба этого произведения изобразительного искусства XIV столетия была непростой: во времена Столетней войны, когда в 1417 году город осаждало войско английского монарха Генриха V, панно было утрачено из-за разбушевавшегося пожара в церкви. Позднее его восстановили и переместили на южную стену храма, но в 1820 году Церковь Святой Троицы решили побелить — памятное панно было навсегда утрачено.
Такие изощрённые пытки животного были вполне закономерны: как правило, очень многое зависело от отягчающих обстоятельств. Их наличие определяло характер публичной казни и ритуалов перед ней. Бывало, что подобным обстоятельством являлось время года. Например, в той же Нормандии, в городе Мортен, в 1394 году ещё одну свинью-людоеда подвергли издевательствам и волочению по улицам города перед казнью лишь за то, что она убила ребёнка и наполовину съела его именно в пятницу, в постный день.
Суд над животными: взгляд средневекового человека
Для современного человека подобные процессы кажутся откровенно сюрреалистичными: заключение под стражу свиньи, её юридическая защита и сам состав публики на процессе. Документы помнят случаи, когда в 1457 году в бургундском Савеньи-сюр-Этан свинья созналась под пыткой в том, что она съела пятилетнего мальчика Жеана Мартена и разделила свою трапезу с шестью поросятами. Подобная информация отдаёт фантазиями и небылицами, но для средневекового общества был важен символ.
В плане восприятия и отношения тогдашнего социума: уродование и сожжение свиньи-людоеда сильно отличалось от отлучения от церкви саранчи или мышей, которые оставили город без урожая. Потому как в первом случае — дело уголовное и оно рассматривается светским судом. В средневековой культуре животное всегда служило для назидания. Это субъект права и выносить ему приговор — значит совершать судебный ритуал, который мог служить образцом для всех созданий божьих. Это был настоящий пример средневекового «справедливого правосудия», основанного на инквизиционном процессе. Без подкупа свидетелей и злоупотреблений со стороны обвинения.