Семейные радости
Знакомство Поля Гогена с Мэтте-Софи Гад состоялось в 1872 году. Молодая датчанка была вхожа в семью Гюстава Арозы, который был другом покойной матери художника. Это с его помощью Поль Гоген смог в своё время получить должность биржевого брокера и обеспечить себе вполне достойное финансовое положение.
Мэтте-Софи Гад служила гувернанткой в доме премьер-министра Дании и смогла сполна оценить своего нового знакомого. В то время Полю Гогену неизменно сопутствовала удача. Уже в ноябре 1873 года Поль Гоген обвенчался с Мэтте-Софи Гад, а уже в 1874 на свет появился первенец супругов Эмиль. В течение девяти лет со дня бракосочетания Мэтте подарила Гогену пятерых детей.
Деловая хватка биржевого брокера в то время была оценена по достоинству. Гогена вскоре пригласили на довольно приличную, а главное – высокооплачиваемую должность в банке. Благодаря постоянному росту уровня доходов Поль Гоген обеспечивал не только безбедное существование большой семьи, но и собственное увлечение живописью. Тогда он позволял себе предаваться любимому занятию лишь по выходным.
Жизнь молодой семьи казалась счастливой и вполне благополучной. Супруги наслаждались обществом друг друга, воспитывали детей, посещали светские мероприятия. Гоген был несколько неудовлетворён лишь тем фактом, что браться за кисть он мог только в свободное от работы время. Он же больше всего на свете хотел не отходить от мольберта едва ли не круглые сутки, создавая всё новые и новые шедевры.
Он мечтал стать полноценным художником, много и плодотворно писать, устраивать свои выставки, продавать картины. Когда во Франции грянул кризис, Поль Гоген решил воспользоваться ситуацией и посвятить себя искусству, оставив денежную, но такую надоевшую ему офисную работу.
Однако картины Поля Гогена продавались из рук вон плохо. Чтобы семья могла хоть как-то свести концы с концами, художник был вынужден продать довольно ценную коллекцию картин, да и жилищные условия семьи пришлось несколько ухудшить.
Ветер перемен
Супруга художника Мэтте была категорически не согласна со сложившейся ситуацией. В один миг она из жены уважаемого обеспеченного человека превратилась едва ли не в нищенку. Теперь она жила с детьми в глуши, семья испытывала постоянную нужду, а её супруг Поль трудился над очередной своей картиной вместо того, чтобы заняться обеспечением семьи. Супруги на этой почве стали постоянно ссориться. А затем Мэтте и вовсе собрала детей и уехала к родным.
Не собираясь мириться с подобным положением вещей Мэтте собрала детей и уехала из Франции к родным в Данию. В Копенгагене мадам Гоген устроилась на работу учителем французского языка. Позже она смогла уговорить супруга воссоединиться с семьёй. Однако, сменив Руан на Копенгаген, Гоген всё сильнее стал ощущать свою ненужность. Родственники жены относились к художнику с пренебрежением, а незнание языка не позволяло ему найти мало-мальски достойную рабу. Поль вынужден был довольствоваться ролью продавца брезента.
Долго так продолжаться не могло, и в 1885 году Поль Гоген вернулся в Париж. В последний раз художник увидится с супругой в 1891 году, однако на протяжении почти всей жизни он будет писать ей письма. В одних он станет обвинять жену в том, что она была ему более матерью, чем женой, в других – клясться в вечной любви и высказывать надежду на воссоединение и спокойную совместную жизнь в окружении детей и внуков.
Экзотическая жена
Поль Гоген на протяжении многих лет был буквально одержим идеей поездки на Таити. Ему казалось: там, на далёком экзотическом острове, вмиг решатся все его проблемы. Благодаря устроенной друзьями художника выставке-продаже его картин, мечта Гогена о поездке приобрела вполне реальные очертания. В апреле 1891 года он отправился в путешествие на Таити.
В Копенгагене останется его жена с детьми, в Париже – любовница и натурщица Жюльетту Юэ, ожидающая ребёнка от художника. А на Таити он встретит Теха’аману
Он снял хижину в самой дикой части острова, куда не успели добраться блага цивилизации. Поль Гоген был совершенно очарован невинной и по-детски покорной таитянкой, которую в письмах называл Техурой. Она беспрекословно подчинялась всем его желаниям, была терпима и послушна. И, самое главное, она не походила ни на одну из тех женщин, которых художник знал до встречи с ней. Возможно, именно эта экзотичность и стала самой привлекательной для художника чертой Техуры.
Брак, заключённый на Таити, не мог повлечь никаких обязательств, так как не имел юридической силы. Он мог быть расторгнут в любой момент по желанию любого из супругов.
Впрочем, женитьба на Теха’амане носила для художника ещё и чисто практически характер: новообретённые родственники могли сполна обеспечить художника свежей едой, которую он сам добывать, конечно, не умел. Несомненно, он был влюблён в свою нимфу. На какое-то время она стала его музой и вдохновительницей, воплощением его мечты о покорной и страстной жене. Он с упоением писал свою возлюбленную, слушал её пересказы местных легенд, наслаждался её юной красотой и трепетностью. Вскоре Техура родила от него ребёнка.
В тот раз художник пробыл на Таити совсем недолго. Поль Гоген отправился в Париж, где весьма удачно продал написанные на острове картины. Через несколько лет он снова вернётся на остров своей мечты. Он вернулся к своей Техуре, но она отказалась принимать Гогена и отвергла все его дары. Впрочем, страдал художник совсем недолго и вскоре утешился в объятиях своих новых экзотических жён.
Поль Гоген ушёл из жизни в 1903 году на острове Хива-Оа (Маркизские острова). Теха’амана вышла замуж за местного жителя, подарила ему двоих детей и скончалась в 1918 году от испанского гриппа. Мэтте-Софи Гад дожила до 70 лет и скончалась в 1920 году.
8 мая 1903 на острове Хива-Оа во Французской Полинезии в возрасте 54 лет умер от сифилиса Эжен Анри Поль Гоген. Отец, о котором забыли собственные дети, писатель, ставший посмешищем парижских журналистов, художник, осмеянный современниками, он и подумать не мог, что после смерти его картины будут стоить десятки тысяч долларов.