Эпоха Крестовых походов началась из-за отравленного хлеба?
863
просмотров
Что такое спорынья? Это грибок такой, на плесень похожий, который паразитирует на злаковых. В основном на ржи. Термическая обработка ему нипочём, так что в горячем хлебушке из печи спорынья сохраняется в малоизменённом виде. И попадает прямо в человека. И в результате в мировой истории такие удивительные повороты случались — кто бы мог подумать…

Тяжёлое отравление спорыньёй — «Антониев огонь» (да-да, «антонов огонь», он же гангрена — это отсюда), вызывал тяжёлые муки. Ужасно болит живот, кожа горит, как в огне, конечности поражаются гангреной, человек бьётся в конвульсиях и нередко умирает.

Так целые деревни могли напрочь вымереть за несколько дней.

Более лёгкие формы отравления человека не убивают, но сильно влияют на его психику.

Именно на Средневековье пришлись самые массовые отравления.

Спорынья, она же claviceps purpurea, на ржи

Например, в 994 году во Франции от антониева огня якобы скончалось сорок тысяч человек.

В конце XI века там был образован орден святого Антония, который и занимался лечением жертв загадочной болезни. Кстати, излечение нередко бывало успешным, главным образом из-за того, что человек переходил с отравленного хлеба на нормальную пищу. Но разумеется, после возвращения к обычной диете происходил рецидив, увы.

Эрготизм (такое имя получило отравление спорыньёй) средневековые хронисты называли «огненной чумой». В конце десятого века он был описан впервые, а на одиннадцатое столетие пришлось максимальное количество смертей.

И это мы пока говорим только о прямых, так сказать, причинно-следственных связях, вынося за скобки психически-галлюциногенный эффект от отравления.

«Искушение святого Антония», картина Иеронима Босха

«Но стоп! — скажет внимательный читатель, — неужели может быть такое, что пресловутый психически-галлюциногенный эффект свёл в могилу не меньше людей, чем умерло от физических последствий „огненной чумы“?»

Может.

Природа божественных знамений

Французский историк Жак Ле Гофф в книге «Цивилизация средневекового Запада» проводит параллели между эрготизмом и первым Крестовым походом.

«Примечательно, что фанатичными участниками первого Крестового похода 1096 г. были бедные крестьяне из районов, наиболее сильно пострадавших в 1094 г. от эпидемии „священного огня“ и других бедствий, — Германии, рейнских областей и восточной Франции», — пишет он. Он не единственный исследователь, который выдвинул такую версию, однако его книга нашла массового читателя — и копья начали ломаться.

В Рунете битвы обострились с выходом книги Дениса Абсентиса «Христианство и спорынья», написанной тенденциозно, однако весьма подробно описывающей эффекты, производимые спорыньёй.

Пётр Амьенский вещает о необходимости Крестового похода

Эрготизм вызывает приступы агрессии, галлюцинации, гипервозбудимость. А Первый крестовый поход начал своё движение в том месте и в то время, где крестьяне изрядно пострадали от отравленного хлеба.

Сторонники версии, что Крестовые походы были спровоцированы эпидемией отравлений спорыньёй, апеллируют также к немецкому хронисту Эккехарду Аурскому, собственно, современнику первого Крестового похода. Он-то как раз и связывает «поход бедноты» со страшной болезнью, поражавшей крестьян и их скот.

Кроме того, Эккехард подробно описывает чудесные знамения, являвшиеся воинам. Например, падавшие с неба грамоты, в которых якобы сам Господь обещал взять их под защиту, или видения вроде того, «как удивительной длины меч был унесён ввысь порывом ветра, поднявшимся неизвестно откуда».

Фрагмент картины «Искушение Святого Антония» Маттиаса Грюневальда

Если иметь в виду, что спорынья обладает способностью вызывать у людей галлюцинации, то природа этих знамений кажется отнюдь не чудесной.

Правда, для средневековых текстов описание видений — дело повсеместное, а учитывая любовь тогдашних авторов к образности — даже не всегда можно точно сказать, были ли даже и галлюцинации.

Возможно, галлюцинации, производимые спорыньёй, стали причиной и чудовищного «Крестового похода детей». Всё началось с того, что двум крестьянским мальчикам были видения: сначала Христос явился первому из них, Стефану, затем, когда молва об этом распространилась, то Иисуса увидел и второй, Николас. Николасу было дано прямое указание собирать детей и двигаться в Иерусалим — и огромное количество подростков пошли за ними. Как мы помним, почти все участники детского крестового похода погибли.

«Крестовый поход детей»

А гонения на ведьм? Вспомните подробные описания свидетелей, уличающих какую-нибудь Эльзу или Луизу в тесном общении с причудливо выглядящими демонами, или же доносы этих Эльзы и Луизы на самих себя — мол, так и так, являлся ко мне дьявол, спасай, святая инквизиция, не дай погубить душу.

Кажется более чем вероятным, что наряду с неизбежными в этих случаях оговорами свидетели действительно были уверены, что наблюдают сатанинский ритуал с участием знакомой женщины или же сами являются участниками этого ритуала. Спорынья порождала галлюцинации, галлюцинации способствовали охоте на ведьм, охота на ведьм производила брожение в умах и многочисленные фантазии на эту тему — и цикл замыкался.

Тема влияния спорыньи на войны и политику средневековой Европы пока недостаточно исследована и является всего лишь теорией, хотя и подкреплённой довольно увесистыми доказательствами. Однако копья вокруг неё продолжают ломаться.

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится