В 1772 году в семье вождей нгапаухи появился на свет Хонги Хика — потомок древнего героя Пухи-Моана-Арики. В том же году залив Бей-оф-Айлендс на полуострове Окленд, где жило племя, пришли французские фрегаты «Маскарин» и «Маркиз де Кастри». Мирное общение оборвали то ли клингонские привычки маори и желание захватить оружие, то ли нарушение пришельцами какого-то из бесчисленных табу, то ли всё вместе.
Путешественника Дюфрена и ещё 25 моряков убили и съели. Атака на лагерь моряков наткнулась на залпы ружей и картечь фрегатов. Отбившись, французы устроили ответную резню и перебили пару сотен аборигенов без различия пола и возраста.
Мрачная слава каннибалов долго спасала острова от колонизации — но она же мешала торговле. Особенно оружием. Если европейцы и продавали его, то изношенное или бракованное. А брали за ствол по паре сотен корзин картофеля или дюжине свиней.Нгапухи посчитали потери и решили, что такая война им не нужна. А вот огнестрельное оружие — очень даже пригодится.
Маори очень быстро освоили завезённые сельскохозяйственные культуры. Картофель, кукуруза, капуста. И животноводство!Ещё просвещённые европейцы могли выменять ружьё на модный аксессуар — мокомокаи — копчёные головы вражеских вождей. Мёртвые вожди дефицитны, они были нужны самим маори для ритуальных насмеханий и игры в «боулинг». Некоторые аборигены наладили производство контрафакта: простых пленных татуировали «под вождя», обезглавливали, коптили и сбывали.
И всё же ружей отчаянно не хватало. Особенно если не очень уметь ими пользоваться.
Резня при Моремонуи и тридцать против трёхсот
Собрав некоторое количество ружей, в 1807 году пять сотен нгапухи пошли воевать с юго-восточными соседями — нгати-фатуа. Противник напал во время обеда на пляже.
Стрелки успели дать по выстрелу — времени на перезарядку не хватило. Среди сотен убитых были два брата и сестра Хонги Хика. Он выжил, укрывшись в болоте, и поклялся отомстить. И стал военным вождём племени, сменив погибшего предшественника.
Если нгапухи и усомнились в новом оружии, следующее поражение показало: проблема не в ружьях. Триста их воинов пошли на север напасть на те-рарава. Их встретили тридцать умелых стрелков. Меткость и быстрая перезарядка сорвали атаку и обратили нгапухи в бегство, обернувшееся новыми потерями и капитуляцией отряда.
Стало ясно: при грамотном использовании ружья — супероружие и залог побед.
Трагедия «Бойда» и гибель вождя
Спустя два года нгапухи чуть не постигла катастрофа. Их северные соседи нгати-каху, обидевшись за порку сына вождя, захватили в бухте Вангароа бригантину «Бойд» и вырезали семьдесят человек. Убитых съели, хоть и считали белых невкусными.
Вождь нгапухи Те-Пахи торговал и общался с европейцами. Оказавшись на каноэ близ захваченного «Бойда», он пытался спасти выживших. Увы, неудачно. Хуже того, его приняли за виновника трагедии. Собравшиеся в карательную экспедицию китобои напали на его городище. Прежде чем выяснилась ошибка, они убили десятки маори и ранили самого Те‑Пахи.
И тут бы воинственным нгапухи объявить англичанам войну.
Однако Те-Пахи повёл воинов мстить нгати-каху. От полученных ран он умер — но завещал преемникам сделать всё, чтобы стать друзьями и союзниками европейцев.
Трагедия «Бойда» стала шоком и затмила гибель Дюфрена. Погибли англичане, гражданские — а соседнюю Австралию колонизировали именно они. Желающих торговать с маори стало меньше. Готовившуюся отправку миссионеров отменили.
Никто не хотел стать ужином на «островах каннибалов».
Культурные герои
Переломили тенденцию преемники Те-Пахи — Хонги Хика и его племянник Руатара.
Руатара был одним из самых европеизированных маори. С 1805 года он ходил на английских кораблях моряком, в 1809-м посетил Лондон. Вернувшись в Сидней, он принялся совершенствовать английский и штудировать сельское хозяйство в англиканской миссии, сдружившись с её главой Мардсеном. В 1812 году Руатара сменил на посту вождя погибшего Те-Пахи и привёз в земли нгапухи пшеницу — полезное дополнение к картофелю и свиньям.
В том же году Хонги Хика провёл первую удачную кампанию с использованием ружей — поход на нгати-поу. Оба вождя пришли к выводу, что для процветания и побед им нужно радикальное сближение с англичанами.
Весной 1814 года в Бей-оф-Айлендс, известный их стараниями как самая безопасная бухта «островов каннибалов», рискнул прибыть миссионер Томас Кендалл.
Вместе с ним Хонги Хика и Руатара отправились в Сидней на переговоры с главой миссии Мардсеном. А затем и с губернатором Нового Южного Уэльса. Проект одобрили. В декабре в земли нгапухи прибыли миссионеры во главе с Кендаллом, а за ними — первые поселенцы.
Всё для фронта
Бей-оф-Айлендс стал «точкой входа» англичан в Новую Зеландию. К его берегам приходило всё больше китобоев, собирателей раковин каури и просто торговцев.
Хонги Хика и Руатара приложили массу усилий, чтобы гордый и свирепый нрав маори не стал причиной конфликта с англичанами.
Им приходилось закрывать глаза на спаивание мужчин и склонение женщин к проституции. Мушкеты, технологии и инструменты были важнее неудобств и обид.
Торговля расцвела. Нгапухи нарастили эффективность сельского хозяйства благодаря железным инструментам и знаниям. Хонги Хика не брезговал продажей земель — 13 тысяч акров, к примеру, он обменял на 48 железных топоров. Не мешал он и попыткам христианизации соплеменников — хотя сам счёл христианство «верой рабов».
Однако англичане отказывались продавать маори оружие в серьёзном количестве. Союзником Хонги Хика, после смерти Руатары в 1815 году ставшего вождём нгапухи, оказался Кендалл. Он увлёкся культурой и языком маори. Спустя год напечатал первую книгу на их языке — учебник для школы при миссии. Ушёл от жены к маорийке и чуть не обратился в верования маори, к шоку англичан и ярости руководства. Кендалл стал посредником между Хонги Хика и торговцами оружием. Арсеналы нгапухи стали расти быстрее.
Поход в 1818 году принёс победу и две тысячи пленных. Захваченных мужчин теперь не только жарили, но и отправляли на картошку. Охранять поле с рабами теперь были способны всего несколько воинов с ружьями. Мужчины нгапухи могли сосредоточиться на тренировках и походах.
В стремлении нарастить продажи картофеля и свинины во имя милитаризации вождь каннибалов шёл на всё. Пока британские суда набивали трюмы продукцией племени, простые нгапухи и рабы умирали от голода.
И всё же, по мнению Хонги Хика, канал поставок оружия через Кендалла был ещё недостаточен.
В 1819 году вождь и проповедник отправились на попутном китобое в Англию.
Английский король и французский аристократ
В Лондоне и Кембридже они провели пять месяцев. Хонги Хика помог профессору-лингвисту Сэмюэлю Ли изучить язык маори и составить англо-маорийский словарь. Сам он изучал англичан, произведя фурор в свете, и искал, где бы купить партию ружей.
Хонги Хика добился аудиенции у Георга IV и изъявил — ни много ни мало — желание выкупить арсенал Тауэра. Ему вежливо отказали, зато король среди прочего подарил предводителю нгапухи кольчугу. Презент оказался полезным: кольчуга не раз спасла Хонги Хика жизнь в сражениях, а враги шептались о магической неуязвимости вождя.
Вот только продавать ружья каннибалам — при всех светских восторгах — англичане не спешили или заламывали невменяемую цену.
Добыть оружие помогло знакомство с французским аристократом и авантюристом бароном Шарлем де Тьерри. Сын беглецов от якобинского террора вознамерился стать монархом в южных морях. Он согласился закупить для нгапухи пятьсот ружей, порох и пули в обмен на 40 тысяч акров в Новой Зеландии.
После подписания бумаг барон направил груз ружей в Сидней, откуда его на обратном пути забрал Хонги Хика. Там же он обменял на дополнительные ружья сабли и кинжалы — подарки короля Георга. Кольчугу оставил себе. И отправился домой — его ждали походы и слава.
Аттила каннибалов
Сошедший на берег летом 1821 года Хонги Хика и невиданная ранее партия оружия с огромным, по меркам маори, запасом пороха и пуль резко изменили стратегический баланс.
«Прокачка» от варваров с дубинами до мушкетёров немедленно принесла свои плоды. Более того, число воинов и размеры отрядов росли: производство картофеля вызвало демографический взрыв. А сам картофель увеличил дальность походов.
До конца года в двух походах на северных соседей нгати-паоа он перебил больше трёх тысяч вражеских воинов, вырезал и пустил на мясо тысячи мирных жителей. В 1822 году кампания против ваикато принесла новые бесчисленные жертвы и отбросила это племя дальше на юг. В 1823 году настала очередь племён к востоку от владений нгапухи.
Хонги Хика стал живой легендой и ужасом для всех врагов. Пешие походы перемежались с внезапными морскими и речными десантами. Его славу увеличила неуязвимость для холодного оружия, которой он был обязан кольчуге. Ещё более важным секретом успеха Хонги Хика стала жена и советница Турикатуку. Слепая женщина сопровождала его во всех походах, обладала железной волей и стратегическим мышлением. Она воодушевляла воинов на поле боя гордыми и яростными речами и подсказала мужу немало тактических приёмов, обеспечивших победы.
В 1824-25 годах Хонги Хика обрушился на своих старых врагов нгати-фатуа. В тяжёлом сражении при Рангануи он потерял единственного сына — но больше тысячи нгати-фатуа были перебиты. Пленных привели в земли нгапухи, ритуально убили и съели к ужасу миссионеров — Хонги Хика и Турикатуку мстили за сына и за погибших братьев. Выжившие бежали на юг. Жертвы первого неудачного похода были отомщены.
Начался процесс, похожий на великое переселение народов в Европе. Непобедимые нгапухи, как гунны, обращали в бегство целые племена. По пути им приходилось вытеснять других или умирать — волна резни и переселений катилась дальше. Эти события позже назовут «мушкетными войнами». Пример нгапухи заставил все племена маори массово вооружаться ружьями.Теперь нгапухи прекрасно пользовались ружьями — которых было много.
Альтернативой были резня и смерть или жестокое рабство — похожее не на патриархальное «варварское», а на римское. Пленных заставляли работать в полях до изнеможения, чтобы произвести больше еды для воинов и купить больше ружей. А выбившихся из сил пускали на мясо.
Рождение Окленда и смерть полководца
В отличие от более поздних вождей маори, Хонги Хика не стремился расширить земли своего племени. Нгапухи довольствовались славой непобедимейших воинов, мясом и трудом пленных и огромными пустошами, образовавшимися у их границ.
Точно так же вели себя древние германцы времён Цезаря — чем славнее было племя, тем больше его окружало пустых земель, где никто не рисковал селиться.
Бегство нгати-фатуа оставило пустынным некогда густонаселённый берег к востоку от владений нгапухи. Спустя 15 лет англичане незадорого выкупили эти территории у прежних владельцев, не решавшихся вернуться, — и начали строить поселение. Теперь это крупнейший город Новой Зеландии с полуторамиллионным населением.
После разгрома старых врагов Хонги Хика снова повёл воинов на север к бухте Вангароа — на сей раз он начал завоевание, чтобы получить новую гавань для торговли и лагуны с ценившимися англичанами раковинами каури. А местные жители не угомонились после трагедии «Бойда» и продолжали нападать на суда, миссионеров и поселенцев.
Вот только остальные маори тоже не спали. Ружья становились основным оружием всех племён. В одной из стычек в январе 1827 года Хонги Хика получил пулю в грудь. С суровостью античных героев он продемонстрировал воинам, что его дыхание издаёт забавный свист.
Некоторые рассказывали, что через вождя можно было смотреть насквозь.
Спустя 14 месяцев Хонги Хика умер в Вангароа от инфекции в так и не зажившей ране. На смертном одре он завещал привечать мирных англичан, но убивать тех, кто придёт с ружьями в красных мундирах.
Нгапухи не завоевали и не съели всех остальных — и даже почти не расширили владения. Однако по сей день это самое большое племя Новой Зеландии. Они насчитывают 125 тысяч человек — одна шестая всех маори. Сказались старые победы, резня конкурентов и раннее освоение современного сельского хозяйства.
Хонги Хика запустил маховик «мушкетных войн», которые унесли десятки тысяч жизней маори. На Южном острове его славу затмило имя самого великого полководца маори — Те Раупараха. В 1835 году войны выплеснулись за пределы Новой Зеландии: маори отправились за море и завоевали архипелаг Чатем, съев и поработив мирных мориори.
В их общество вместе с оружием и технологиями проникли и европейские идеи. Уже в 1835 году вожди северных племён во главе с нгапухи в перерыве между боями подписали ни много ни мало — Декларацию независимости Аотэароа (Новой Зеландии).
Правда, спустя пять лет маори всё же пришлось заключить с англичанами договор Вайтанги, признать власть Лондона и массовую колонизацию. Это привело к затуханию «мушкетных войн»: британские власти признали границы племён на 1840 год законными и постоянными.
Однако статус и права воинственных «клингонов» с самого начала были выше большинства «небелых» подданных британской короны. Уж очень быстро бывшие каннибалы учились европейским премудростям — от пехотной тактики до демократических институтов. В разразившихся с 1845 года «земельных войнах» они показали себя достойными и опасными противниками «красных мундиров».
Впрочем, все жертвы восстаний против англичан не достигали числа погибших в любом походе Хонги Хика.