Из истории казаков: кому дозволялось иметь длинные чубы, а также о казачестве в культуре и искусстве
907
просмотров
В восприятии многих образы казаков неразрывно связаны с образами храбрых и свободолюбивых мужчин-воинов с суровым воинственным взглядом, статной выправкой, длинными усами и чубами, с серьгами в ушах, в папахах и в широких шароварах, что действительно вполне исторически достоверно. А сама история казачества, нашедшая отражение в творчестве художников-классиков и современников, весьма уникальна и интересна.

Немного из истории казачества

Первые представители казачества появились на Руси на рубеже 14-15 столетий, и термин «казаки» на славянских землях был придуман для названия вольного вооруженного населения поселившегося на, так называемых "украинах". В то время и возникли несколько крупных казачьих сообществ, проживавших в низовьях Днепра, Дона, Волги.

Вследствие «Великого голода» в 1601—1603 годах многие землевладельцы, не имевшие возможности прокормить своих холопов, выгоняли их со своих владений. Люди, спасаясь от голодной смерти массами бежали на вольные "украины" и присоединялись к казачьим общинам.

Портрет казака из саблей. Автор: Антон Монастырский.

В результате образовались крупные вольные казачьи войска, а именно Запорожское, Донское, Волгское, Яицкое. Первые упоминания в исторической летописи о казаках было в послании татарского князя Юсуфа Ивану Грозному. Ордынский воевода жаловался русскому царю на то, что...

"его подданные, живущие по берегам Дона, подстерегают и грабят его послов, возвращающихся домой после выполнения дипломатических миссий и везущих с собой причитающиеся в таких случаях подарки".

«Схватка казаков с татарами». Автор: Юзеф Брандт.

В 17-18 столетии государственная власть стала ограничивать свободу казаков, стараясь подчинить их своей воле. Восстания следовали за восстаниями, но карательные меры со стороны российских властей заставили казаков все же присягнуть на верность царю-батюшке. Так, в 1671 году, сразу после подавления разинского восстания, казаки были вынуждены принести присягу царю Алексею Михайловичу и впредь согласовывать все свои военные операции.

Богдан Хмельницкий. Автор: Николай Иванович Ивасюк.

За всю историю казачества было множество великих казаков — первопроходцев и открывателей, миротворцев, настоящих патриотов отечества. Были и простые казаки — защитники земли родной, служившие «форпостом» на рубежах родины. Бывали и другие — казаки смутного времени, о которых стараются не вспоминать.

«Дайте мне 20 тысяч казаков, и я завоюю весь мир»,

красноречивая фраза Наполеона о казаках, свидетельствует об их славе, отваге, удали и мужестве.

Зачем козаку нужен был чуб-оселедец и серьга в ухе

Длинные чубы-оселедцы носили зрелые казаки, понюхавшие пороху и проявившие героизм на полях сражений. Для молодых же, только начинающих проходить боевое крещение, такая прическа была под запретом. Чубы были не только элементом казацкого образа, а и важным атрибутом относящимся к казацкой легенде. Считалось, что казаки, загубившие в боях немало жизней и совершившие множество прегрешений перед Богом, были приговорены после смерти – «гореть в аду». Поэтому среди них ходило поверье, благодаря которому казаки свято верили, что чубы помогут им избежать злой участи: а именно за него смилостивившийся Господь все-таки вытащит бедолагу из адского пламени.

К слову, молодых казаков называли «джурами» и стригли обычно «под горшок». Прическа «укорачивалась» постепенно в процессе обучения воинскому мастерству и накоплению боевого опыта. Самым позорным наказанием для казака было сбривание чуба.

Запорожские казаки. Автор: Сергей Георгиевич Якутович

При том при всем чуб нужно было носить так, чтобы тот ниспадал на левую сторону. Это было нужно для того, чтобы волосы смахивали нечистую силу, которая якобы сидела у казака на левом плече и пыталась толкнуть того на безбожие. Оселедец был отличительным признаком настоящего казака, который не забыл о вере и осознал все свои неправедные поступки. Именно поэтому, у пленных запорожцев турки часто отрубали длинные чубы, чтобы их вера пошатнулась, и спасения из ада можно было не ожидать.

Запорожский казак. Автор: Сергей Георгиевич Якутович.

Серьги, изготовленные из серебра в виде полумесяца, казаки также носили не ради забавы. Они в себе несли информацию о социальном статусе воина. Серьга в левом ухе означала, что казак был единственным сыном в семье. А когда серьга носилась в правом, то это говорило о том, что ее владелец – последний мужчина в своем роду. Но бывали случаи, когда серьги носились в обоих ушах.

Гетьман Иван Подкова. Автор: Наталья Павлусенко.

Во все времена казаки были образцом мужества и героизма, патриотизма и верности для своих современников и для новых поколений. Все эти качества и привлекали к ним особое внимание художников-живописцев от Репина, Сурикова, Васильковского и до современных мастеров жанровой живописи.

Казачество на полотнах русских художников-классиков

Говоря о казачьей вольнице, первым, что приходит на ум - это безусловно, полотно Ильи Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», ставшее символом запорожского казачества.

«Запорожцы пишут письмо турецкому султану». (1891 г.). Автор: Илья Репин.

Невозможно также не вспомнить и известные живописные работы Василия Сурикова, потомственного сибирского казака. Это и знаменитое полотно «Покорение Сибири Ермаком» (1895г.) и «Степан Разин» (1906).

«Покорение Сибири Ермаком». (1895г.) Автор: Василий Иванович Суриков.
«Степан Разин». (1906). Автор: Василий Иванович Суриков.

Запорожские казаки в живописи Сергея Васильковского (1854-1917)

Сергей Иванович Васильковский украинский живописец родом из Харьковской губернии. Его работы, посвященные запорожским казакам, вошли в историческую летопись Запорожской Сечи как одни из самых ярких эпизодов истории Украины.

И такой интерес не случаен: казаки сыграли ведущую роль в развитии государственности, сформировали богатейшие традиции, основанные на глубокой вере в покровительство Богородицы, вывели свой собственный кодекс чести.

«Казак в степи. Тревожные знаки». (1917 г.). Автор: Сергей Васильковский.
«Сторожа Запорожских вольностей». (1890 г.). Автор: Сергей Васильковский.
«Тип запорожца». (1900 г.). Автор: Сергей Васильковский.
«Задунайский запорожец». (1900 г.). Автор: Сергей Васильковский.
«Запорожец в дозоре». Автор: Сергей Васильковский.

Казаки в творчестве Рубо Франца Алексеевича

Рубо Франц Алексеевич, выдающийся русский художник-баталист. Автор знаменитой панорамы "Бородинское сражение". Немалая доля его работ посвящена русским и украинским казакам.

«Казак на лошади». Автор: Франс Рубо.
«Казаки». Автор: Франс Рубо.
«Похищение». Автор: Франс Рубо.

Казаки в живописи Юзефа Брандта


Уникальны многие полотна и рисунки польского художника Юзефа Брандта, на которых он отразил жизнь казаков от бытовых сценок до боевых схваток и сражений.

Справедливости ради нужно отметить, что образы казаков изображены исторически правдиво, так как Брандт много лет провел на Украине специально занимаясь изучением истории казачества.

«Пленник». Автор: Юзеф Брандт.
«Состязания». Автор: Юзеф Брандт.
«Казак». Автор: Юзеф Брандт.
«В дозоре». Автор: Юзеф Брандт.

Казацкая вольница на полотнах Андрея Ляха

Романтизированный образ казацкой вольницы нашел свое отражение во многих живописных работах современного художника Андрея Ляха.

«Из жизни казачьей станицы. Автор: Андрей Лях.
«Из жизни казачьей станицы». Автор: Андрей Лях.
«Из жизни казачьей станицы». Автор: Андрей Лях.
«Из жизни казачьей станицы». Автор: Андрей Лях.
«Из жизни казачьей станицы». Автор: Андрей Лях.
«Из жизни казачьей станицы». Автор: Андрей Лях.
«Из жизни казачьей станицы». Автор: Андрей Лях.
«Из жизни казачьей станицы». Автор: Андрей Лях.

Ваша реакция?