Из истории средневекового замка
513
просмотров
Укрепленный замок, при упоминании о котором в воображении невольно рисуется неприступная крепость со рвом, подъемным мостом, непробиваемыми стенами, башней, появился не сразу. Об эволюции данного типа сооружений – в нашем материале.

Прежде чем мы начнем разговор о замке, разграничим это понятие с дворцом — начиная со Средних веков люди нередко путали эти типы построек. Во-первых, во дворце жил король, а в замке — сеньор. Во-вторых, во дворце только жили, крепость же помимо этой роли брала на себя и оборонительную. Собственно, эта функция и легла в основу формирования замка как типа строений.

Венсенский замок.

Систематические набеги неприятелей вынуждали строить надежно укрепленные убежища. Устройство первых замков, которые еще называют Мотт и бейли, напоминало структуру римских лагерей: земляные окопы, окруженные рвом или деревянной оградой. В центре огороженного пространства создавалась искусственная насыпь. Над ней возвышалась деревянная башня, под которой располагался вход в подземелье и колодец. Еще одним препятствием, мешавшим врагу попасть в крепость, был деревянный помост, легко разбиравшийся в минуты опасности.

Схема замковых сооружений.

С течением времени под влиянием разных факторов замковые сооружения усложнялись. В Западной Европе к XII веку появляется два типа крепостей в зависимости от региона. На севере замки строились в виде башен на искусственных или природных холмах. На юге крепости закладывали исключительно в гористых областях, преимущественно на скалах с резкими обрывами. Основным строительным материалом для обоих типов был камень.

Замок Корф в Англии.

Распространение крепостей на холмах привело к окончательному формированию общепринятого устройства замковой территории. Поскольку главной целью сооружения была безопасность, то комфорт его обитателей был делом далеко не первостепенной важности. Чтобы попасть в замок, нужно было пройти по подъемному мосту, выступавшему в роли ворот. Обычно мост находился между двумя башнями, соединенными крепостной стеной. Далее следовала территория проживания служителей замка. Здесь были расположены кузницы, мельница, конюшня. Оборонительный инвентарь преимущественно хранился в крепостных стенах.

Замок Крак-де-Шевалье.

Внутри главной крепости таилась еще одна крепость, в центре двора которой, как правило, воздвигалось главное сооружение — замковая башня. Именно в ней укрывались все жители, когда неприятелю удавалось проникнуть на территорию крепости. Там люди могли выдержать осаду, ожидая помощи из вне. Замковая башня располагалась преимущественно в том месте, где был ключ, чтобы у людей был доступ к питьевой воде во время осады.

Башня замка Абенберг.

По конструкции башни могли быть квадратными, прямоугольными, круглыми. Последние лучше выдерживали удары орудий, а потому были более популярны. Единственный и главный вход в башню располагался в метре от земли, попасть туда можно было с помощью приставной лестницы. Но в некоторых случаях с крепостной стены могли перебрасывать канаты, с помощью которых через окна попадали внутрь.

Условно башня делилась на несколько уровней: первый, подвальный, представлял собой темницу или продовольственную кладовую; далее располагались помещения для детей, гостей, раненых; наверху находился дозорный пункт, с которого зоркий сторож должен был следить за окрестностями. Трубя в рог, он оповещал о приезде и отъезде хозяина, о прибытии гостей и о приближении врага. Кроме того, верх башни мог служить площадкой для казни преступников.

Фрагмент гравюры 1709 года. Из каталога Эрика Дальберга, издание 1716 г. Из собрания университета Ювяскюля, Выборгский замок в начале XVIII века

В мирное время центральная башня была необитаемым местом, а владелец замка жил в донжоне. Первые донжоны были лишены какого-либо комфорта. Они состояли из двух комнат, одна из которых предназначалась для приема гостей, а второй была отведена роль спальни. Постепенно в обитель хозяина начала проникать куртуазная цивилизация, и на место скромного донжона пришел двухэтажный дворец. В дизайне интерьера появляется текстиль: подушки, ковры, обивка, занавески.

Новое время — это период упадка замков. Людовик XIII и кардинал Ришелье делали все возможное, чтобы покончить с пережитками феодализма. К XVIII веку замковый ансамбль уже символизировал отсталость. В эпоху романтизма замок стал источником вдохновения для таких писателей, как Александр Дюма, Жорж Санд и др.

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится