Как маринист Иван Айвазовский стал первым русским художником в Лувре, был удостоен звания члена Амстердамской Академии художеств и с триумфов вернулся в Россию
0
0
0
1,116
просмотров
О некоторых русских художниках-классиках XIX века можно говорить бесконечно долго, перечисляя все их достижения и заслуги, интересные факты из личной жизни, раскрывая тайны и секреты их мастерства. Один из таких – Иван Константинович Айвазовский, всемирно известный художник-маринист, вокруг имени которого до сих пор продолжают ходить невероятные истории и легенды.

Сегодня хотелось бы рассказать о нескольких годах жизни из биографии гениального мариниста, проведенных за границей, которые стали для него поистине триумфальными. А также о заслугах художника во время службы при Главном морском штабе военно-морского флота Российской империи в качестве живописца.

Стихия моря на полотнах и морские подвиги величайшего мариниста

Получив в 1837 году Большую золотую медаль Академии художеств за конкурсную работу «Штиль», 20-летний Айвазовский был премирован пенсионерской поездкой в Крым и Европу. А случилось это ровно за два года до ее окончания. Преподаватели единогласно решили, что все, что могли дать молодому талантливому студенту в стенах Академии - уже дали, и что пора отправлять его в свободное плавание, для самостоятельного приобретения опыта и мастерства.

Чесменский бой в ночь с 25 на 26 июня 1770 года. (1848 год.)

Но вскоре возникли обстоятельства, по которым поездку в Европу пришлось отложить почти на три года. Адмирал Черноморского флота Михаил Лазарев пригласил Айвазовского принять участие в боевом десанте к берегам Кавказа на флагманском корабле, чтобы запечатлеть для истории мощь русского флота и его оружия. Иван, еще в академии пристрастившийся к морским пейзажам и ко всему тому, что было связано с морем, был лучшим кандидатом для этой цели.

Для молодого художника этот поход стал, как и хорошей школой жизни, так и достаточно рискованным мероприятием. Ведь история помнит как погиб на борту боевого корабля выдающийся художник 19 столетия Василий Верещагин, буквально с кисточкой в руках, запечатлевая морское сражение во время русско-японской войны.

Морское сражение при Наварине 2 октября 1827года. (1846 год.)

Судьба к Айвазовскому оказалась более благосклонной - и тогда, во время первого боевого крещения, и позже, когда он уже будучи в чине живописца Главного морского штаба России участвовал в морских сражениях. В те времена к военным кораблям приставляли художников для того, чтобы запечатлевать разворачивающиеся боевые действия и их последствия. А это значило, что они постоянно, как и все остальные члены команды, подвергались опасности и могли погибнуть от шальной пули или снаряда.

Воскресший из мертвых

Воскресший из мертвых Кораблекрушение. 1843 год.

Но Ивану Константиновичу однажды все же пришлось пережить в своей жизни невероятной силы морскую стихию, когда ему довелось реально посмотреть смерти в глаза. Это случилось как раз в конце пенсионерской поездки по странам Европы, в которую он все же отправился, вернувшись с Кавказа в 1840 году. По пути следования пассажирского парохода из Англии в Испанию в Бискайском заливе его настигла жесточайшая буря. Пассажиры, обезумев от страха и безысходности метались по кораблю. У художника, пытавшегося удержаться на палубе, также стыла кровь в жилах от ужаса. И тут в один момент он вдруг поймал себя на том, что невольно любуется удивительным видом бурлящего моря и робкими лучами солнца, пробивающимися сквозь грозные тучи. Этот зловещий и вместе с тем захватывающий вид на всю жизнь врезался живописцу в память. И когда в 1850 году он задумал свой "Девятый вал", именно этот момент всплыл у него перед глазами.

Спасающиеся от кораблекрушения. 1844 год.

Тогда чудом их корабль уцелел, и многим удалось сойти на берег в гавани Лиссабона. А к тому времени уже пол Европы облетела весть, что попавший шторм пароход с командой и пассажирами эатонул. В списках, включенных в некролог, было и имя Айвазовского.

У русских есть такая примета, если человека хоронят раньше времени - жить будет долго. Так оно и случилось. Иван Константинович прошел жизненный путь длиною в 82 года.

"Царь моря"

"Царь моря" Буря на море ночью. 1849 год.

К месту будет вспомнить и еще одну небольшую легендарную историю, связанную с сакральным значением моря в жизни Ивана Константиновича. Она стала известна, благодаря очевидцу художнику Константину Лемоху. Как-то император Николай I, собираясь в море на колесном пароходе, пригласил с собой Айвазовского. А когда отошли от берега, очевидец стал свидетелем такой картины: государь стоял на кожухе одного пароходного колеса, а художник — на другом. И Николай во все горло кричал: «Айвазовский! Я царь земли, а ты — царь моря!». И в этом действительно была львиная доля правды.

Заморская слава великого живописца

Заморская слава великого живописца Венеция. 1844 год.

А сейчас самое время вернуться к живописной стихии моря, создаваемой мастером, в самом начале творческой карьеры. Именно в те годы художник приобрел мировую известность, став любимцем европейской публики. Но обо всем этом по порядку...

В 1840 году Айвазовский наконец-то смог выехать за границу. Сначала он поселился в Италии, где с упоением учился, совершенствовал свое мастерство, впитывая атмосферу древнего искусства этой страны и творил свои удивительные полотна. Кстати, именно тогда он выработал свой пресловутый прием - писать по памяти.

Неаполитанский залив в лунную ночь. Везувий. начало 1840 год.

Картины, написанные в Венеции, Флоренции, Неаполе вскоре начали экспонироваться на выставках в Риме и сразу же принесли молодому художнику большой успех, с которым пришли и солидные доходы. Это дало возможность маринисту путешествовать по европейским странам, и он посещает Швейцарию, Германию и Англию и везде его творения вызывали ошеломительный успех у зрителей.

Вид на венецианскую лагуну. 1841 год.

А в 1843 году правительство Франции изъявило желание, чтобы Айвазовский прислал свои работы для экспозиции в Лувр. В назначенный срок им были предоставлены в Париж три полотна: «Море в тихую погоду», «Ночь на берегу Неаполитанского залива» и «Буря у берегов Абхазии».

Два из трех полотен художник написал, еще живя в Италии, а вот третье ему пришлось создавать непосредственно к самой выставке. Долго размышляя над выбором сюжета, мастер остановился на самом душещипательном. Как-то во время кавказских баталий ему довелось быть свидетелем того, как у берегов Абхазии русский военный корабль спасал кочерму с пленными молодыми горянками в открытом море, во время поднявшейся бури. Он вложил в это полотно все свое мастерство и вдохновение, так как понимал, что на нем лежит особая миссия — представлять в столице Франции искусство своей страны.

В первые же дни после открытия экспозиции картины Ивана Айвазовского стали грандиознейшим событием в художественной жизни Парижа. Любоваться ими приходило тысячи зрителей. Давно уже парижская пресса не хвалила так работы иностранного художника.

Неаполитанский маяк. 1842 год.

А французы, покоренные талантом художника, буквально стали его боготворить. Их магически привлекали, озаренные праздничным светом итальянские виды и ввергал в глубокое осмысление сюжет об абхазских женщинах, спасенных русскими моряками и от морской пучины, и от поработителей.

А немногим позже, подводя итоги выставки, Совет Парижской Королевской академии художеств наградил мастера золотой медалью. Торжество Айвазовского в Париже поистине стало триумфом русского искусства. Молодому маринисту из России рукоплескал весь Париж, от широкой публики и круга даже непреклонных критиков - до парижских художников, искренне восхищавшихся талантом русского коллеги.

Неаполитанский залив в лунную ночь. 1842 год

После такого ошеломительного успеха в жизни Ивана Айвазовского началась пора беспрерывных странствий. Его работы хотели видеть во многих городах Европы, а он сам "стремился увидеть все новые и новые приморские города, гавани, порты, слушать шум волн, наблюдать штиль и бури различных морей". Он любовался Лондоном, Лисабоном, Мадридом, Гренадой, Севильей, Кадиксом, Барселоной, Малагой, Гибралтаром, Мальтой… И этот список можно перечислять достаточно долго. Ибо, когда он покидал Европу в 1844 году, его заграничный паспорт уже имел вид толстой тетради (к паспорту подшивались дополнительные листы), где насчитывалось 135 виз.

Венеция. 1842 год.

И нужно отметить, что, невзирая на свой триумф, вернулся Айвазовский в Россию на два года раньше установленного срока. Причиной неожиданного его решения безотлагательно вернуться домой послужила статья, напечатанная в парижской газете, где говорилось, что "русский художник, ценя радушие и внимание парижан, намерен надолго и, возможно, даже навсегда поселиться во Франции".

Берег моря. Штиль. 1843 год.

Айвазовский был не на шутку оскорблен выходкой журналистов. Как могли подумать, что он, Айвазовский, смог променять родину на славу и благосостояние?! Поэтому художник немедля отправил в Петербург прошение с просьбой о разрешении вернуться в Россию, получив которое отправился в дорогу. По пути остановился в Амстердаме - колыбели морской живописи, где был радушно принят публикой и коллегами-живописцами. Более того, он был удостоен звания члена Амстердамской Академии художеств.

Закат на море. 1848 год.

С небывалым триумфом летом 1844 года Айвазовский вернулся в Петербург и был буквально осыпан многочисленными почестями и почетными званиями (вплоть до контр-адмирала). И со стороны Петербургской Академии он также был удостоен почетного звания академика. А было тогда новоиспеченному академику всего 27 лет...

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится