![Каких баб в жены брали вольные казаки?](https://homsk.com/upload/media/posts/2018-07/26/a2b80b7034845cd8b329028c7040d8af_1532624948-b.jpg)
![](https://homsk.com/upload/media/entries/2020-10/18/5075-entry-0-1602976714.jpg)
На заре возникновения вольного казачества казаки в большинстве своем не имели семей. Опасная и тревожная жизнь, которую они вели, совершенно не располагали к семейной жизни. Женщины и дети были большим бременем для воинственных мужчин. Но с течением времени, жизнь брала свое и удалые казаки начали обзаводиться женами.
![](https://homsk.com/upload/media/entries/2018-07/26/5075-2-73a1d9b5d0ea1557ef9ae9b536adddc8.jpg)
И тут встал вопрос: где брать девушек? Своих вольных казачек было совсем мало, тогда и начали невест выбирать себе казаки с «ясырок» - вольных чужестранок, взятых в плен во время походов на Кавказ, Персию, Крым.
![](https://homsk.com/upload/media/entries/2018-07/26/5075-4-73a1d9b5d0ea1557ef9ae9b536adddc8.jpg)
В то время Россия ни с одной страной не воевала так часто, как с Турцией, и длились эти войны на протяжении 16-18 столетий. А казаки, будучи одной из главных ударных сил в пограничной армии, всегда возвращались с богатой добычей: "тканями, шалями, украшениями, чеканной посудой из серебра, оружием восточной работы". И приводили турецких полонянок, которых и называли «ясырками». Воистину это были прекрасные трофеи.
![](https://homsk.com/upload/media/entries/2018-07/26/5075-6-73a1d9b5d0ea1557ef9ae9b536adddc8.jpg)
Пленницы-ясырки в большинстве своем были мусульманками из зажиточных, богатых, а частенько и благородных семейств. Поэтому своим женским характером влияли на казака-воина в лучшую сторону и привносили в быт казачьих общин культуру и обычаи своих стран.
![](https://homsk.com/upload/media/entries/2020-10/18/5075-entry-8-1602976714.jpg)
Женская рука в казачьих куренях наводила порядок, создавая уют. Казаки обращали в православную веру своих жен, и мусульманки: Надира, Заира, Дайра становились православными: Надеждой, Зоей, Дарьей.
![](https://homsk.com/upload/media/entries/2020-10/18/5075-entry-10-1602976714.jpg)
Таким образом запорожские и донские казаки в большинстве своем женились на турчанках, терцы - на своих соседках чеченках и дагестанках, уральцы - на ногайках и сартянках, а вот сибирские «казаки—землепроходцы» — на туземках не женились. Они слали челобитные донским и яицким казакам, дабы те поделились своими полонянками. И братья-казаки выручали сибирцев, посылая им девушек.
![](https://homsk.com/upload/media/entries/2020-10/18/5075-entry-12-1602976715.jpg)
Однако уже в 19 веке браки с ясырками стали редкостью. В казачьих общинах закрепилась тенденция жениться только на своих. Известно, что среди донских, запорожских, терских, уральских и иных казаков было зазорно жениться на не казачке. Да и нужды особой в этом уже не было, так как потомки турчанок, татарок, черкешенок обильно заселили вольные земли, дав миру народ на диво сильный, красивый и самобытный.
![](https://homsk.com/upload/media/entries/2020-10/18/5075-entry-14-1602976715.jpg)
Следует также отметить, что пренебрежительное отношение к женщинам жестоко пресекалось в казацких общинах. К примеру, за изнасилование казака могли и казнить. Отношения между казаком и казачкой были равноправны и уважительны. А после гибели мужа жена имела полное право на его имущество и даже тогда, когда казака казнили свои же. Также она могла рассчитывать на пожизненную заботу общины.
![](https://homsk.com/upload/media/entries/2020-10/18/5075-entry-16-1602976715.jpg)
Более того среди казаков бытовал обычай, благодаря которому женщина могла спасти осужденного на смерть казака за какие-либо провины, соглашаясь взять с ним брак. Так согласно исторической заметке, записанной Г.П. Надхиным в 19 столетии, узнаем:
"Молодого казака, приговоренного к смерти, подвели к плахе и начали зачитывать обвинительную печь. И когда палач уже готов был привести приговор в исполнение, из толпы вышла девушка и накрыла платком голову казака, тем самым давая знак, что она берет его себе в мужья и освобождает от казни."
Казачка - хозяйка на все руки мастерица
К чести женщины-казачки следует отнести их заботливость о чистоте своих жилищ и опрятность их одежды. Эта отличительная черта сохраняется и до сего времени. Таковы были матери, и воспитательницы грозных казаков старого времени.
![](https://homsk.com/upload/media/entries/2018-07/26/5075-19-1d0264400ffeb4789115d3d99551d311.jpg)
"Казачка всегда была главная в курене, все хозяйство держалось на ней. Весь день и круглый год казачка работе – по дому, по огороду, в хлеву, на винограднике. Там, где нужно – вовремя прополоть, вычистить, полить, подвязать. Казачка успевала и сена накосить, и стены побелить, и кизяка заготовить. Да еще всю семью хорошо накормить-напоить. А потом придет время – нужно урожай собрать да сохранить: капусту заквасить, огурцы засолить, тёрн замочить, вишню высушить...
![](https://homsk.com/upload/media/entries/2018-07/26/5075-21-1d0264400ffeb4789115d3d99551d311.jpg)
...Чуть присядет казачка – надо вязать пуховые платки и шерстяные носки, шить одежду для себя и для детей. По хозяйству на казака надежда плохая: то он на действительной службе, то на сборах, то призван по мобилизации. Но казачки никогда не роптали на свое положение, а во время изнурительной работы в жару, в пыли они ухитрялись оставаться красивыми и веселыми".
А еще казачки всегда были веселы, если соберутся вместе, то сейчас же заведут песню.
![](https://homsk.com/upload/media/entries/2018-07/26/5075-23-1d0264400ffeb4789115d3d99551d311.jpg)
Воинственные казачки
Обстоятельства, наполненные постоянной опасностью, войнами и восстаниями, исторически создали особый тип женщины - защитницы своего дома, семьи, интересов казацкой общины. Они были очень трудолюбивыми, самостоятельными, смелыми, выносливыми, отважными, знавшими любую работу - в том числе и мужскую.
![](https://homsk.com/upload/media/entries/2020-10/18/5075-entry-25-1602976715.jpg)
Провожая мужей в походы, женщины-казачки брали на себя все обязанности и по хозяйству, и в воспитании детей, и в обеспечении пропитанием семьи. Жизнь в степи или же маленьких казацких станицах была полна тревог, опасностей и набегов воинственных соседей. Она закаляла казачек, делая их бесстрашными и храбрыми, им нередко приходилось браться за оружие, отражая набеги врагов.
А владели оружием эти удивительные женщины мастерски. История помнит множество подвигов, совершенных казачками. Так в 1642 году 800 женщин, наравне с казаками, отчаянно отбивались от турок в Азове. А в 1609 году София Ружинская, лично командуя 6000 казаков, взяла штурмом замок князей Корецких в Черемошни.
![](https://homsk.com/upload/media/entries/2020-10/18/5075-entry-27-1602976715.jpg)
Удалой казачкой была и последняя жена Богдана Хмельницкого Анна Золотаренко. А жена фастовского полковника Семена Палия - Феодосия могла не только дипломатически принять послов и управлять хозяйством казацкого полка, а и повести в бой казаков.
Сестра полковника Ивана Доща принимала участие как конник в сражениях с поляками на Волыни, где и погибла. А еще нередко после кровопролитных схваток на полях боев находили тела убитых казачек, переодетых в мужскую одежду и бритых под казаков.
![](https://homsk.com/upload/media/entries/2020-10/18/5075-entry-29-1602976715.jpg)
Качества воительниц казачкам прививались с детства. Так, до 13 лет девочки даже играли в одни игры с мальчиками. В них они постигали некоторые военные премудрости, например езду на лошади. Юные казачки могли не просто скакать верхом, но и управляться с каюком, ловко владеть арканом, луком и самопалом.
Знатные казачки из высшего общества
Время не стояло на месте, а вместе с ним и культура, и просвещение. И в высшем свете уже стали появляться прекрасные женщины - потомки бывших ясырок — смуглолицые красавицы, пленившие не только своей внешностью, а острым умом и особенным характером. Это первые графини из казачьего рода Дарья Денисова, А.П. Орлова-Денисова - дочери графа Платова, а также фрейлины императриц: Себрякова, Ефремова, Жирова, Карпова и многие другие. Все они окончили высшие учебные заведения, университеты, различные высшие женские курсы.
Однако какая бы горячая кровь не текла в жилах образованных казачек, их взляды оставались весьма консервативными и верными заветам старины. Всем им были чужды модные учения «народников» и революционные идеи. Высшим нравственным идеалом для потомков казачек был Господь, а из земных ценностей — семья и домашний уют. К слову, среди казачек-курсисток не было ни революционерок, а тем более террористок.
Образы женщин казачек в искусстве
Образ красавицы чужестранки, покорившей вольного казака, прочно вошел в нашу культуру посредством преданий и легенд, литературы и живописи. Это и «персидская княжна», которую Стенька Разин вынужден был выбросить за борт, повинуясь воле лихих сотоварищей, и турецкая бабка героя «Тихого Дона» Григория Мелехова, и многие другие.
![](https://homsk.com/upload/media/entries/2020-10/18/5075-entry-33-1602976715.jpg)
![](https://homsk.com/upload/media/entries/2018-07/26/5075-34-1d0264400ffeb4789115d3d99551d311.jpg)
![](https://homsk.com/upload/media/entries/2018-07/26/5075-35-1d0264400ffeb4789115d3d99551d311.jpg)
![](https://homsk.com/upload/media/entries/2018-07/26/5075-36-1d0264400ffeb4789115d3d99551d311.jpg)
![](https://homsk.com/upload/media/entries/2018-07/26/5075-37-1d0264400ffeb4789115d3d99551d311.jpg)
![](https://homsk.com/upload/media/entries/2018-07/26/5075-38-1d0264400ffeb4789115d3d99551d311.jpg)
![](https://homsk.com/upload/media/entries/2018-07/26/5075-39-1d0264400ffeb4789115d3d99551d311.jpg)
![](https://homsk.com/upload/media/entries/2018-07/26/5075-40-1d0264400ffeb4789115d3d99551d311.jpg)
![](https://homsk.com/upload/media/entries/2018-07/26/5075-41-1d0264400ffeb4789115d3d99551d311.jpg)