Карл Саган
Специализация: астрофизик, астробиолог, популяризатор науки.
На заре карьеры Карлу Сагану очень повезло с учителями. Он учился в Чикагском университете на кафедре физики, которую тогда возглавлял Энрико Ферми — создатель первого в мире ядерного реактора. А научным руководителем диссертации Сагана «Исследование физики планет» был Джеральд Койпер, открывший спутники Урана и Нептуна.
Особое внимание Карл Саган уделял происхождению жизни. На основе работ Сагана и других ученых появилась дисциплина на стыке астрономии и биохимии — астробиология.
В конце 50-х Саган с помощью произведенных расчетов разубедил военных устраивать атомный взрыв на Луне — в разгар холодной войны американцы хотели показать превосходство США над СССР. В 60-х он принял участие в программе «Маринер», нацеленной на изучение Солнечной системы, и надеялся найти жизнь на Марсе. В 70-х выступал инициатором первой международная конференция по вопросу поиска внеземного разума. Саган также первым предложил отправлять сигналы и капсулы с посланиями в космос, чтобы их могли поймать другие цивилизации.
Ближе к 1970-м годам ученый понял, что науку можно и нужно популяризовать. Он начал публиковать статьи и эссе для широкой публики, выпустил несколько документальных книг о космосе, а также 13 лет выступал ведущим шоу «Космос: Персональное путешествие». Ему даже доводилось поработать над киносценариями научных фильмов вместе со Стивеном Хокингом и Артуром Кларком.
Карл Саган стал культовой фигурой уже при жизни, но остался в истории не только благодаря науке и ее популяризации. Его единственный роман «Контакт» изначально был киносценарием о поиске внеземного разума, однако никто не хотел браться за съемки фильма. Тогда Карл решил переработать идею в полноценный роман.
На волне популярности шоу «Космос» книгой заинтересовалось издательство Simon & Schuster еще до того, как она была дописана, и приобрело права за два миллиона долларов. Сам роман моментально стал хитом, принес автору «Локус» и премию имени Джона Кэмпбелла за лучший дебют года. В 1997 году вышла экранизация «Контакта» от режиссера Роберта Земекиса, но, увы, Саган умер на год раньше и не смог ее увидеть.
Саймон Морден
Специализация: астроном, геолог, геофизик.
Саймон Морден — современный британский писатель-фантаст и по совместительству астроном, геофизик, специалист по ракетной технике. Он получил степень бакалавра (с отличием) в области геологии в Шеффилдском университете и докторскую степень по геофизике в Ньюкаслском университете. Мордену довелось поработать не только по специальностям — он успел побывать школьным смотрителем, администратором, личным секретарем у финансового советника.
Морден пять лет работал редактором журнала Focus Британской ассоциации научной фантастики, был членом жюри церемонии вручения премии Артура Кларка. Как отшучивался автор в одном из интервью, когда он понял, что не полетит в космос — решил вместо этого посвятить космосу свои книги.
Писательскую карьеру Морден начал с рассказов. Он дебютировал в 1998 году, и с тех пор из-под его пера вышло двенадцать романов, три повести и более сорока произведений в малой форме. За цикл Metrozone Саймон Морден удостоился «Премии Филипа К. Дика».
Морден рос на произведениях Рэя Брэдбери, Чарльза Стросса и Майкла Маршалла Смита, поэтому в собственном творчестве он старается равняться на мэтров. Но при этом автор учитывает, как далеко продвинулась наука — а значит, и фантастика должна идти с ней в ногу.
Свои научные познания Морден вовсю использует в фантастической дилогии «Билет в один конец». В ней описывается история семи пожизненно осужденных людей, которым делает предложение частная корпорация. Она предлагает им отправиться строить первую марсианскую базу в обмен на смягчение срока и возможность провести остаток жизни на Красной планете, обслуживая базу для будущих космонавтов. Главным героем стал Фрэнк Киттридж, отбывающий срок за убийство наркодилера, сломавшего жизнь его сыну.
«Билет в один конец» подкупает предельной реалистичностью происходящего. Морден далеко не первый, кто подробно описывает полет на Красную планету, но он старается опираться на передовые проекты и исследования, когда пишет об экспедиции, сложностях с которыми столкнутся герои и способами их решения. При этом автору удается сделать научные проблемы и борьбу с ними не только реалистичными, но и по-настоящему увлекательными.
Западные критики сравнивали «Билет в один конец» с нашумевшим «Марсианином» Энди Вейера весьма заслуженно. Но в романе Мордена есть еще и элементы детективного триллера. Ведь во второй части книги начинают происходить загадочные убийства — члены экспедиции гибнут один за другим, каждый из выживших под подозрением, и главный герой должен разобраться, кто же виновен в преступлениях.