Медведь в средневековой символике
717
просмотров
В Средние века царём зверей считался медведь, но после XII столетия ситуация изменилась – его сместил лев, который стал доминировать в геральдике.

Царь зверей Средневековья: культ и значение

Ещё с палеолитической эпохи культ медведя был очень распространён в северных широтах. Легенды и предания сообщали нам о нём вплоть до XX века: медведь оставался главным героем мифических рассказов. Животное было главным в царстве зверей в представлении кельтов и германцев. Медведя часто наделяли антропоморфными качествами и характеристиками. Считалось, что он имел особое отношение к женщинам: медведь всегда вступал в тесный и не всегда мирный контакт. Порой эти контакты имели сексуальный характер, и это подтверждает ряд изобразительных и литературных источников. Его представляли как не просто мохнатого зверя, а в каком-то смысле как дикого человека.

Медведь.

Так или иначе, но главное его достоинство — это титул царя леса и всей живности, которая там обитает. В Средневековье его важная роль еще сохраняется в скандинавской, кельтской и славянской традиции. Отдельные правители или вожди якобы рождались от связи медведя с женщиной — это легендарное происхождение часто использовала знать в своих семейных историях и хрониках. Здесь совершенно не случайна история с именем короля Артура, ведь легендарный монарх носит имя, происходящее от слова «медведь».

Образ медведя в Средние века

Христианская церковь не видела в этом создании ничего хорошего. Жестокость и похоть — вот черты, которые характеризуют медведя. Ещё в Античности его образ вызывал подозрения и всевозможные домыслы. Плиний, неточно разобравшись в работах Аристотеля, а следом за ним и все составители бестиариев считали, что медведь совокупляется так же, как и человек.

«Они совокупляются в начале зимы, не тем способом, которым обычно это делают четвероногие, а обняв друг друга, лицом к лицу».

Ноев ковчег.

Соответственно, иметь дело с этим зверем, сородичем людей, не стоит совсем. Но во всех уголках Западной Европы его можно было найти: с человеком он сталкивался постоянно. В северных областях медведя почитали и связывали с его фигурой календарные праздники и даже целые культы. Наконец, церковь развернула кампанию против этого царя леса. Отцы церкви и конкретно Блаженный Августин считали, что «медведь есть дьявол». Он пугает и мучает грешников в образе сатаны. При этом остается злобным, похотливым, нечистым, ленивым, гневным и к тому же ещё и обжорой. Это подтверждают и более поздние бестиарии XIII столетия, в которых медведь изображен в сюжетах, связанных с семью смертными грехами.

Медведь и крестьяне.

А вот античная легенда, известная ещё от Плиния, показывает нам медведя несколько с иной стороны: медведица, облизывая своих мертворождённых детёнышей, воскрешает их.

«Плоть их белая и бесформенная, размером они чуть больше мыши, без глаз, без шерсти, только когти выпущены. Облизывая детенышей [их мать], постепенно преображает их».

Агиографическая литература рисует медведя приручённым животным. В средневековых житиях можно встретить сюжеты, где главный герой одолел зверя, приручив его своими добродетелями и силой. Святые Корбиниан, Рустик, Ведаст, Аманд, Колумбан приручают медведя и убеждают его тянуть плуг или повозку, а святой Галл вместе со зверем соорудил скит в Альпах.

Святой Галл с медведем.

Медведь уступает титул царя зверей льву

После XI столетия этого зверя активно начинают демонстрировать на развлекательных мероприятиях. Ярмарки, цирковые представления, которые ездят от замка к замку, — там везде присутствует медведь на привязи и в наморднике. Грозный и страшный зверь теперь становиться актёром цирка, который пляшет под музыку, участвует в исполнении трюков и веселит публику. Королевский дар, известный ещё с эпохи Каролингов, в XIII веке исчезает уже даже из княжеских зверинцев. Лишь белые медведи в северных странах ещё оставались диковинкой — их зачастую дарили королям Дании и Норвегии. В средневековых гербах редко встретишь медведя: это скорее говорящая фигура, которая может обыграть по созвучию имя хозяина герба.

Изображение медведя в музыкальной литературе Средневековья.

Церковь и латинская традиция, в которой главным зверем был лев, начинает брать верх над фигурой медведя в XII-XIII столетиях. Об этом в полной мере свидетельствует произведение «Роман о Лисе»: льву Ноблю нет равных, он единственный и могущественный монарх в своём царстве. В то время как медведь Брюн — барон, неуклюжий и заторможенный, над которым постоянно насмехается лис.

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится