Морская раковина, двусторонний барабан и дудочка из берцовой кости человека: где в России услышать музыку и чарующие отзвуки мантр Тибета
0
662
просмотров
Оплот северного буддизма всегда притягивал внимание путешественников и паломников. Но немногие, кто побывал в этих горах и храмах, слышали старинные песнопения.

Меж тем, чтобы прикоснуться к традициям Страны снегов, услышать ее необыкновенною музыку, не обязательно ехать за границу. Ведь в России, в буддистских храмах Забайкалья, Тувы, Калмыкии, можно услышать чарующие отзвуки далекого Тибета.

Здесь ламы читают молитвы, миряне совершают вокруг храма горо — проходят круг очищения. Если не обращать внимания на современнее одеяния прихожан, то кажется, что время остановилось. Это ощущение усиливается, когда закрываешь глаза и вслушиваешься в древние мантры, звон колокольчика. Музыкальные традиции, бережно сохраненные монахами, словно переносят в пространстве и во времени.

Мантры монахи произносят с особой интонацией, соблюдая пронесенный через века ритм. Во многих монастырях Тибета, Монголии, Забайкалья можно услышать обертонное, или, как его называют, горловое пение. Его особенность в том, что исполнитель одновременно извлекает звуки высокой и низкой тональности. Существуют различные стили обертонного пения. С ними можно познакомиться, посетив выступления алтайских, тувинских, монгольских и бурятских артистов.

Однако в дацанах перед ламами не стоит задача показать слушателям свое мастерство. Поэтому монастырское обертонное пение сильно отличается от эстрадного или народного. Главное для лам — достижение правильной сосредоточенности ума, контроль над своими мыслями, эмоциями. В конечном счете каждый практикующий должен стать Буддой. Только вот кто-то уйдет в Нирвану в этой жизни, а кому-то придется пребывать в колесе Сансары множество жизней. 

Службы в дацанах обычно проходят под аккомпанемент различных музыкальных инструментов. Все они имеют особое сакральное значение, а звуки, извлекаемые при их помощи, могут выражать основные идеи учения Будды. Некоторые инструменты окутаны завесой мифов и тайн. Например, о га́нлине по сей день ходят легенды. Ганлин — это духовой инструмент, по легенде, сделанный из берцовой кости человека. Он возник в древнем Тибете, где был распространен ритуал «небесных похорон». Тело человека расчленяли и скармливали грифам. Таким образом, тибетцы всегда имели материал для изготовления ганлина «под рукой». Звук ганлина — глухой, мрачный, «пустой», навевающий ассоциации с буддийской идеей о пустоте, иллюзорности бытия. Некоторые полагают, что он воспроизводит ржание мифического коня. Этот инструмент используется в ритуалах практики чод. Последователи чода отсекают любые привязанности и страхи, входя в особую медитацию, в ходе которой представляют, что приносят себя в жертву демонам и устрашающим божествам. В конце концов, они постигают иллюзорность собственных переживаний и обретают истинное сознание, свободное от страхов.

Ганлин
Ганлин

Монахи также играют на да́мару, или да́мру, — двустороннем барабане, с привязанными к нему шариками. Дамару различны по размерам  и окраске и символизируют мудрость. Монахи ритмично поворачивают этот инструмент из стороны в сторону, добиваясь барабанной дроби. Кроме маленького барабана, в храме обязательно должны быть большие двусторонние барабаны нга. Их мощные звуки задают ритм молитве, созывают верующих.

Монах держит дамару в правой руке и колокольчик — в левой

Во время других обрядов используется морская раковина. Согласно дошедшим до нас сведениям, ее применяли в качестве музыкального инструмента еще ученики Будды. Имеются документальные свидетельства того, что звуки раковины раздавались в дацанах во время новогодних хуралов.  

Один из самых больших монастырских духовых инструментов — дунчé‎н, он же ухэр-бурэ (или просто бур; на фото в галерее ниже). Это большая труба, горн длиной от 3 до 5 метров, представляющая собой символическое изображение хобота слона. Дунчен состоит из трех частей и может весить около десяти килограммов. При игре дунчен ставят либо на специальную подставку, либо на плечо помощника. Его звучание — мощное, величественное, похожее на рев быка или слона.

Широкое применение в богослужениях находят самозвучащие инструменты. Серебряный колокольчик, украшенный изображение ваджры (символом нерушимости ума Будды) звенит, когда лама завершает чтение молитвы. Маленькие колокольчики, приводимые в движение ветром, являются непременным атрибутом некоторых ритуалов.

Значительная роль отводится в богослужебной практике парным большим медным тарелкам, именуемым цан. Исследователи выделяют несколько способов игры на цане. Каждый из них позволяет добиться весьма своеобразных звуков.

Вообще храмовый оркестр в буддистской традиции насчитывает порядка двенадцати инструментов. Большинство из них возможно услышать только в храме. Но некоторые оказались востребованными на сценических площадках мира. К примеру, бишхуур (деревянный духовой инструмент, схожий с гобоем) с успехом использовался в Оркестре Бурят-Монгольской филармонии в 1939 году.

Цан, барабаны и другие культовые инструменты звучали в 2004 году на сцене Московского международного дома музыки во время проведения фестиваля тибетской культуры. Причем разные мелодии на них исполняли не только тибетские ламы, но и столичные музыканты. Сейчас в Европе очень популярны музыкальные стили, синтезирующие этнические традиции Востока и музыку Запада. Благодаря приверженцам таких направлений старинные инструменты приобретают все больше поклонников, ищущих в их необычных, чарующих звуках путь к пониманию природы и самих себя.

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится