Все началось от «Самовара», спетого Леонидом Утесовым
Напеть песню про Машу с самоваром может всякий. Утесов знал, что делал, когда записывал бойкую песню-фокстрот на пластинку в 1934 году. На этикетке было указано только имя автора обработки Семёна Когана. В более поздних переизданиях появилась запись: обработка Л. Дидерихса. «Слова народные» заменили авторством В. Лебедева-Кумача. Неизвестно, выплачивались ли гонорары наследникам указанных «авторов».
А родилась веселая мелодия в 1929 году в Варшаве на музыкальном вечере: шестнадцатилетняя Фанни Гордон-Квятковкая (настоящее имя – Фейга Йоффе) наиграла мелодию собственного сочинения. Директор популярного варшавского кабаре Анджей Власт моментально сочинил простенький текст – получился популярный фокстрот, который через пару недель пели не только в столице. А через два года фирма звукозаписи Polydor Records предложила Фанни записать песню, но непременно с русским текстом – для многочисленных эмигрантов. Тогда и появились строчки: «У самовара я и моя Маша, а на дворе совсем уже темно...». Пластинка вышла в 1933 году, а чуть позже песню записал Петр Лещенко. И кто только ее не исполнял: Малинин, популярные группы, известные польские и литовские певцы.
А права Фанни восстановили в 70-е годы: перед автором извинились в письме, а фирма «Мелодия» даже выплатила ей 9 рублей гонорара.
«Синюю песню» в конкурс «Угадай мелодию» не включают – все узнают с первых тактов
А на самом деле это знаменитая One Way Ticket To The Blues, написанная американцами Ханком Хантером и Джеком Келлером. Впервые исполнил шлягер в 1959 году певец и пианист Нил Седака. Много лет песню с успехом включали в концерты самые разные вокалисты и группы на Западе, звучала песня даже в Японии. Самой популярной стала версия Прешес Уилсон с группой Eruption, записанная в 1978 году, но многим больше всего нравится самая первая запись Нила Седаки.
В СССР песню представил ВИА «Поющие гитары» с новым текстом Альберта Азизова, вполне удачным и запомнившимся. На ранних пластинках-миньонах автором музыки значился Н. Седака, позже превратившийся в «Н.Фидака», или обработка А. Васильева. Особого значения это не имело, так как перечислять автору музыки гонорар никто не собирался. Ну не было привычки церемониться с иностранными музыкантами.
А «Синяя песня» прижилась на советской эстраде и успешно перешла на российскую в исполнении групп «Здравствуй песня», «Премьер-министр», «Русский размер», Валерии и даже эстонки Анне Вески. Пластинок было наштамповано тоже очень много.
«Город детства» в исполнении Эдиты Пьехи. В оригинале текст был об ушедшей любви, но музыка ничем не отличалась
Впервые песня Green Fields была исполнена в 50-х годах американской группой Easy Riders, участники которой – Ричард Дер, Терри Гилкисон и Фрэнк Миллер написали ее для себя. В 1959 группа распалась, и песню записали новые исполнители – группа The Brothers Four. С их подачи композиция на многие десятилетия стала хитом. Текст переводили на испанский, шведский, польский и другие языки. Музыканты в разных странах успешно продвигали задумчивую мелодию. Польку Веславу Дроецку в СССР знали хорошо, наверняка кто-то слышал в её исполнении композицию Pola zielone, которую она душевно исполнила в 1964 году. На креольском диалекте песню услышали поклонники Сезарии Эворы в альбоме Voz D'Amor уже в 21-м веке.
А для Эдиты Пьехи слова написал Роберт Рождественский. Автор указывался затейливо: на пластинке 1968 года сочинитель музыки был неизвестен, в 1986 году песня стала шотландской народной. В 2001 – появился некто Ф. Миллер, а в 2007 все узнали об авторах – T. Gilkyson, R. Dehr, F. Miller. Доводить дело до суда в век интернета никто не хочет. А музыкальная публика и так уже обо всем догадалась.
Пассаж с «Вернисажем», или как маэстро Паулса… Иглесиас попутал
В 1975 Хулио Иглесиас, которого в СССР тогда еще никто не приглашал, включил в сборник лучших песен «A Veces Tu, A Veces Yo» собственного сочинения. А в 1986 Лайма Вайкуле и Валерий Леонтьев представили восторженной советской публике «Вернисаж», надолго запавший в души публике. Припев похож один в один, да и остальное напоминает оригинальную песню.
Интересно, автор «Вернисажа» так и не узнал первоисточник за много лет? Никаких замечаний и разъяснений не последовало.
Но и у нас находили что украсть
В 1962 году Аркадий Островский написал музыку на стихи Льва Ошанина «Солнечный круг». Тамара Миансарова замечательно спела жизнеутверждающую песню на Всемирном фестивале молодежи и студентов в Хельсинки в том же году, а в 1963 певица и песня победили на фестивале в Сопоте.
Молодежный шлягер произвел впечатление и на Бьорна Ульвеуса – будущего автора и музыкант ABBA, который записал с группой The Hootenanny Singers бодрую композицию Gabrielle, потрясающе похожую на «Солнечный круг». Отличалось только исполнение – маршевое, никак Миансарову не напоминающее. Но может быть, автором музыки где-то тихонечко указали Аркадия Островского?