Люди азартны по своей природе, мы можем играть на что-нибудь ценное или просто ради интереса, при этом победа всегда доставляет чувство удовлетворения. Автор «Оксфордской истории настольных игр» Дэвид Парлетт считает, что первые настолько игры появились уже 7-8 тысяч лет назад. Во всяком случае древнейшие из найденных игральные кости с шестью гранями имеют возраст 5 200 лет. Вместе с ними нашли и своего рода прототип современных нард, а это явно не самая простая игра, которая должна была вырасти из чего-то более примитивного. Для примера подойдут скульптурки, найденные в Турции, которым около 5 000 лет, они считаются древнейшими игровыми фигурами в мире, между тем, до изобретения шахмат пройдет еще три тысячи лет.
Периодически археологи открывают неизвестные ранее настольные игры древности, иногда это полные комплекты, но чаще лишь отдельные фрагменты или вовсе письменные упоминания. Проблема же заключается в том, что игры созданы, чтобы в них играть, но обычно случается так, что уже некому рассказать о правилах этих забытых игр.
Сенет (Египет)
Богиня неба Нут была проклята Ра и не могла родить детей ни в один из 360 дней. Тогда бог мудрости Тот изобрел сенет и пригласил на игру бога Луны Хонсу. В случае поражения Хонсу обещал передать 5 дней из лунного года в солнечный год. Тот победил, и с тех пор в году 365 дней, богиня Нут родила детей, в том числе бога войны и хаоса Сета, ну, а люди получили новую игру в свое распоряжение. Вероятно, сенет — древнейшая из известных игр с передвижением фишек по доске, в нее играли более 5 000 лет назад, хотя на протяжении нескольких тысячелетий о ней никто не вспоминал. Современные археологи обнаружили доски с фигурками только в начале XX века, о правилах никто уже рассказать не сможет. Впрочем, существуют люди, специализирующиеся на реконструкции правил забытых игр, но их доводы все равно остаются догадками.
Мельниц (Европа)
Считается, что эта игра пришла в Европу откуда-то из Великой степи. По всей видимости, маршрут проходил через Русь, потому что в Старой Ладоге в найденной части корабля X века обнаружили фрагмент доски для игры в мельницу. Примерно в это же время игра появляется и в Норвегии, быстро распространяясь по региону. Два игрока имеют по 9 фишек, белые ходят первыми, черные отвечают. Цель заключается в том, чтобы выстроить три фишки в ряд. Первый ход определяется жребием, и в целом это одна из вариаций «крестиков ноликов», только чуть более разнообразная за счет большего по размерам поля. В 1993 году провели эксперимент и доказали, что игра на компьютере всегда сводится к ничьей, в отличие от упомянутых «крестиков ноликов», где игрок, совершающий первый ход, может всегда побеждать.
Тавлеи (Скандинавия)
В XI веке Антоний Мелисса в своем сборнике «Пчела» указывает на повальное увлечение игрой в тавлеи, сожалея о том, что знать перестает читать книги, тратя энергию не на знания, а на азарт. В русских землях игра тоже получила распространения, об этом свидетельствует церковный запрет на нее, впрочем, как и на все остальные азартные игры. Несмотря на относительную молодость тавлеи, точных правил никто не знает. Вероятно, так случилось из-за того, что в каждой области ходили свои правила, передаваемые из уст в уста. В целом, это стратегическая игра на двоих, по жанру нечто вроде «Tower Defense». В магазинах можно купить современную вариацию игры, но правила снова будут сильно отличаться от издания к изданию.
Латрункули (Рим)
В оригинале звучит так: Ludus Latrunculorum, сразу чувствуется дух Рима, собственно, поэтому и правила точно известны, там любили все записывать и создавать архивы. Латрункули является чем-то средним между шашками и китайской игрой го. Существует несколько разновидностей, отличающихся размерами доски и количеством фишек. Простые фишки ходят на одну клетку, только не по диагонали. Если добраться до реки (края доски), фишка превращается в дамку, она может перешагивать через одну обычную фишку. Заблокированная фишка, неспособная сделать ход, снимается с доски. Некоторые исследователи полагают, что именно от этой игры произошли современные шашки на 64-клеточной доске.
Патолли (Ацтеки)
Возможно, патолли более древняя, и в нее играли еще Майя, но достоверно известно о ее высокой популярности среди Ацтеков. В общем-то само слово патолли переводится как «боб». Бобы использовались в качестве фишек и одновременно заменяли игральные кости. Правила игра описаны католическими монахами, прибывшими с испанцами, хотя сама игра, как и многие прочие атрибуты местной культуры, оказалась под запретом. Дело в том, что в империи Ацтеков царила своя атмосфера и кроме материальных богатств на кон ставили свободу и даже жизнь. Проигравший мог оказаться в рабстве на установленный срок либо оказаться на жертвеннике.
Манкала (Африка)
Для понимания количества и разнообразия игр семейства манкала можно провести параллель с «семейством игр в карты». Здесь сколько угодно разных по форме досок и правил, а культурное значение манкалы можно сравнить с шахматами для Европы. Первые вариации появились около 4 000 лет назад, и, в отличие от многих других древних игр, эта жива до сих пор и даже выпускается специализированными компаниями. Все игры семейства манкала имеют некоторые схожие черты. Независимо от формы доски и количества лунок, каждая доска имеет строгую математическую формулу для решения арифметических задач. Одни виды манкалы проще, другие сложнее, но победа здесь чаще определяется интеллектом, а не слепой удачей.
Гусь (Испания)
Здесь обратный пример игры, в которой интеллект и навыки не играют вообще никакой роли. Гусь появилась где-то в начале или середине XVI века и не может считаться древней, но, возможно, это первая игра, выпускающаяся в коммерческих целях. Правила предельно просты — бросаешь кубик и двигаешь фишку на указанное количество клеток, вот и все. Куда важнее было оформление, и здесь художники эпохи Возрождения могли развернуться, превратив игровое поле в произведение искусства. Одну такую игру герцог Франческо Медичи даже подарил испанскому королю Филиппу II, тот остался в восторге.