Некоторые города и страны, богатые туристическими достопримечательностями, могут в буквальном смысле помутить рассудок. Рассказываем о расстройствах психики, названных в честь определенных мест на Земле.
1. Парижский синдром
Увидеть Париж и умереть. Или сойти с ума. Этот город, воспетый в массовой культуре как богемный рай, населенный элегантными созданиями, действительно опасен для психики тех, кто искренне верит в такой образ.
Жертвами парижского синдрома становятся туристы, чаще всего японские, приезжающие в Париж, чтобы увидеть воплощенную в реальность романтическую мечту. Вместо этого они попадают в обычный город со своими красотами и уродствами: парижане воротят нос от иностранцев, изъясняющихся на непонятном языке, продавцы и официанты позволяют себе не окружать заботой каждого клиента и не затягивают лиричные баллады, расставляя товары на полках или разнося заказы по столикам.
Добавьте к этому преступность, грязь, неуютный общественный транспорт — все те вещи, которые присущи любому месту на Земле, но в идеализированном Париже ощущаются особенно болезненно.
Так и рождается парижский синдром — только не думайте, что это лишь модное название для разочарования. Список основных симптомов синдрома включает острые бредовые идеи, галлюцинации, тревожность, головокружение, потливость и чувство преследования.
Переживания могут быть настолько невыносимы, что туристам приходиться спешно возвращаться на родину. По некоторым данным посольство Японии во Франции ежегодно отправляет домой под медицинским надзором около 20 граждан Японии.
2. Иерусалимский синдром
Другая опасность поджидает туристов и паломников в Иерусалиме — святом городе для последователей иудаизма, христианства и ислама. Оказываясь здесь, религиозные люди попадают в окружение величественных святынь, ощущают ауру чего-то божественного. Иногда этот восторг играет с ними злую шутку.
У некоторых в Иерусалиме может возникнуть острое психопатическое состояние, состоящее из семи стадий. Сначала человек испытывает беспокойство и возбуждение, затем изъявляет желание отделиться от группы и путешествовать в одиночестве, потом становится одержим собственной чистотой, изготавливает себе длинное белое одеяние, и начинает вслух выкрикивать цитаты из священных текстов.
Если к этому моменту турист не получит медицинской помощи, он устроит шествие к одному из святых мест, где произнесет собственную «проповедь».
Жертвы иерусалимского синдрома начинают считать себя мессиями: у них развиваются галлюцинации и бредовые состояния, им кажется, что бог разговаривает с ними и раскрывает «истины», которыми нужно поделиться с человечеством.
Синдром охватывает около 100 человек в год, при этом 40 из них требуется госпитализация в психиатрическую клинику.
3. Индийский синдром
Этот родственный иерусалимскому синдром грозит западным путешественникам, решившим отправиться в Индию на поиски духовности и просветления.
Впервые синдром был зафиксирован среди французских туристов в 1980-х годах. У некоторых из них развивалось бредовое состояние — они начинали считать себя воплощением божества или обладателем сверхъестественных способностей. Такие люди могли верить, что вспомнили свои прошлые жизни или открыли «третий глаз». Они раздавали свои вещи, попрошайничали на улицах или вовсе пропадали, отправившись в одиночное путешествие.
Психолог Режис Эро, описавший синдром, рассказывал, что один из его пациентов сжег свой паспорт после прибытия в Индию и на два месяца угодил в местную тюрьму, где страдал от приступов паники; другой — в одиночестве скитался по Индии пять лет, а его родственники на родине тем временем считали его погибшим; третий же отправился в священный город Варанаси и верил, что богиня Кали разговаривает с ним.
Примечательно, что индийский синдром развивался не сразу: чаще ему были подвержены туристы, проводившие в стране длительное время. Изначально проявления синдрома связывали с употреблением наркотиков, однако у его жертв проявлялись депрессия и чувство изоляции, характерные для дезориентации в незнакомой культурной обстановке.
4. Синдром Стендаля
Иногда болезнь может вызвать красота произведений искусства — особенно часто это происходит в итальянской Флоренции. Этот город, ставший колыбелью Ренессанса, видел рождение шедевров Сандро Боттичелли и Микеланджело Буонаротти, Леонардо да Винчи и Анджело Полициано. Он и сегодня хранит величайшие творения, предлагая туристам прикоснуться к истории. Но некоторые после этого попадают в больницу.
«Флорентийский» синдром получил свое название в честь французского писателя Стендаля, который описал его симптомы в биографической книге «Рим, Неаполь и Флоренция» в 1817 году. В частности, он рассказывал о своем посещении флорентийской базилики Санта-Кроче, во время которого почувствовал «душевное напряжение» большой силы и «сердцебиение, то, что в Берлине называют нервным приступом».
Сегодня под синдромом Стендаля понимают особую реакцию человека на произведения искусства, которая проявляется в виде учащенного сердцебиения, дезориентации, тошноты, боли в груди или животе, приступа дереализации или деперсонализации. У некоторых жертв синдрома даже возникает ощущение, что они находятся внутри произведения.
Официально синдром не включен в перечень психических расстройств, однако туристы продолжают сталкиваться с «болезнью от красоты»: например, в 2018 году 70-летний мужчина перенес сердечный приступ после посещения флорентийской галереи Уффици.
5. Синдром Венеции
Венецианский синдром, в отличие от перечисленных выше, не возникает у туристов, приехавших в Венецию в долгожданный отпуск, а становится причиной поездки в этот итальянский город.
Термин «синдром Венеции» придумала местный психолог Диана Стейнер: она исследовала 25 попыток самоубийства в период с 1988 по 1995 годы и пришла к выводу, что иностранцы из Великобритании, Германии, Франции, Испании и США специально выбирали Венецию для совершения суицида.
Психолог связывала такое «паломничество» самоубийц с новеллой писателя Томаса Манна «Смерть в Венеции». Кроме того, за семнадцать лет до начала исследования вышла экранизация произведения — одноименный фильм итальянского режиссера Лукино Висконти, получивший множество наград.
Можно было бы подумать, что венецианский синдром является разновидностью эффекта Вертера, который представляет собой волну самоубийств, подражающих суициду известной личности или героя популярного произведения. Вот только герой «Смерти в Венеции» умер совсем по другой причине — от болезни.
Стейнер утверждала, что изученные ей случаи являются «лишь вершиной айсберга», а сам феномен недооценен и требует внимания профессионального сообщества, однако более масштабные исследования венецианского синдрома пока не проводились.