Почему близость с женой - грех, а с посторонним человеком - радость: свободная любовь тверских раскольников
431
просмотров
Старообрядцы из секты «Любушкино согласие» открыто выступали за свободную любовь. При этом свобода выбора предоставлялась женщинам наравне с мужчинами.

Подобное вольнодумство выглядит смело даже сегодня, что уж говорить о 19 веке. Такое веяние пришло не из прогрессивной заграницы. Адепты новых веяний развернулись в селе Преображенском, превратившемся в то время в поистине староверческий Вавилон. Сюда со всех концов страны стекались сторонники старообрядческих религиозных концепций. И, возможно, на тот момент не было во всей Российской империи другого такого места, где шло такое нестандартное толкование религиозной мысли.

Неистребимые старообрядцы и многообразие сект

Неистребимые старообрядцы и многообразие сект С сектантами боролись самыми радикальными методами.

Долгие годы российские власти в дуэте с православной церковью пытались побороть раскольников. Их и предавали анафеме, и зачищали военными территории распространения сект, и бросали членов объединений в подвалы и крепости. Но все потуги оборачивались максимум тем, что старообрядцы меняли места дислокации и набирали по новым адресам новых верующих. В одной только центральной части России насчитывалось как минимум 30 различных сообществ, не признаваемых официальными церковниками. Скопцы, хлысты, нетовцы, субботники, молокане – тысячи беспоповцев проживали вокруг Москвы.

Беспоповскими их прозвали после того, как после гонений на неправославных священников их приходы оказались обезглавленными. Лишившись пастырей, раскольники решили отправлять ритуальные обряды самостоятельно, а основные таинства (причащение, венчание, елеосвящение и т.д.) и вовсе отменили. По причине отсутствия управляющего органа появлялись все новые толкования в той или иной группе верующих, различия между которыми порой были громадными.

«Любушкино согласие» и слепой предводитель

«Любушкино согласие» и слепой предводитель Преображенская богадельня в Москве считалась рассадником беспоповщины.

Особенно много беспоповцев сосредоточились на территории Тверской губернии. К концу 19 века в местном селе Преображенское, неподалеку от кладбища, поселился старообрядец Любушкин. В его съемную маленькую комнату шли все желающие поговорить на религиозные темы. Любушкин родился слепым, поэтому «кельи» своей практически не покидал. Именно у него дома и зародилось необычное сектантское направление в старообрядчестве под название «Любушкино согласие», или, как его назвали через время, теория о бессвященнословном браке.

Любушкин поучал, что брак совершается не в молельнях, а дома. И заключенным он считается с того самого момента, когда брачующиеся дали друг другу клятвы верности и любви. И кроме этого никакие ритуалы не нужны. Приходя же после совершения обетов в молельню, супруги просто благодарят Бога за свершившийся брак. Проще говоря, Любушкин считал брачный институт естественной человеческой потребностью, не придавая этому религиозной окраски. Основным содержанием супружеской жизни подмосковный слепец называл любовь. А сожительство считал возможным сразу же после обоюдного решения мужчины и женщины.

Молодые последователи свободной любви и расширение общины

Молодые последователи свободной любви и расширение общины В Тверской губернии проживали представители большинства известных религиозных течений.

Учение Любушкина имело немалый успех, и преображенскую молельню наставника навещали сотни сторонников. Примечательным в теории этого течения было то, что пятнать супружеский брак плотскими утехами считалось непозволительным. Муж и жена назывались единым существом, живущим исключительно духовными понятиями. Супружеское соитие приравнивалось к кровосмешению. При этом супругам не запрещалось удовлетворять свои физические потребности с посторонними партнерами. Любушкин не видел в этом ничего греховного, только радость. По этой причине особенно много последователей секты было среди молодежи.

Конечно, популярности учения способствовали и другие моменты. Слепой Любушкин отличался положительными личными качествами —начитанный, бескорыстный, миролюбивый. Но в тверском центре старообрядческого духа у него быстро появилось множество соперников не только из официальной церкви, но и среди старообрядцев. Любушкина быстро «выжили», выкупив землю под его молельней. Ему пришлось уехать, но дело слепца еще долго жило своей жизнью. Павел Прусский, следующий обитатель «любушкиной кельи», усердно продолжал дело, зазывая все новых и новых прихожан. В его молельню захаживали состоятельные прихожане, оставляя серьезные суммы. Среди сектантов значились известный преображенский купец Рудаков, семья Викулы Морозова, который даже оборудовал в собственном доме роскошную молельню.

Винопитие, чревоугодие и современные сторонники

Винопитие, чревоугодие и современные сторонники Тверское старообрядческое кладбище.

Свои особенные устои среди членов «любушкиного согласия» касались не только супружеской жизни. Необычным был и подход сектантов к питанию. Большая часть беспоповцев не употребляли в пищу мясо, чего не скажешь о последователях слепца. Мяса они кушали много и с удовольствием. Не брезговали и вином, окончательно отбросив наставления староверов. Члены «согласия» находили в вине такую же радость, как и в блуде. При этом сектанты строго соблюдали все традиционные посты, молясь не менее истово своих беспоповских собратьев. При этом вели себя тверские староверы миролюбиво, не вступая ни в какие споры и конфликты с представителями других течений.

Православные священники из близлежащих сел даже не предпринимали попыток навещать «любушкино согласие» с укорами и нравоучениями. Чего не скажешь о других сектантах. Жизнь протекала счастливо и мирно. Секта не была особо многочисленной, не занималась членовредительством, не провозглашала радикальных идей, поэтому внимания со стороны властей не вызывала. Неизвестно, как долго эти люди проживали в Тверской губернии, но после октябрьской революции «любушкиного согласия» там зафиксировано не было. Есть сведения, что сектанты перебрались на Урал, где их потомки проживают и сегодня. В 2008 году екатеринбургский документалист Владимир Ярмошенко даже снял о жизни поборников духовного брака 20-минутную короткометражку. Фильм был представлен в городском Доме кино.

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится