Жанровая живопись
Картины, которые позволяют наблюдателю взглянуть на бытовую жизнь изображенных людей, были особенно популярны в XVII и XVIII веках. Их называют жанровыми картинами, и голландское жанровое искусство занимает неоспоримое место на этом этапе истории искусства. Особенно популярной темой был символизм. Картины с изображением любовных писем можно отнести к отдельной категории жанровой живописи. Такие художники, как Ян Вермеер, Габриэль Метсу и Сэмюэль ван Хугстрате, внесли свой вклад в мир искусства полотнами этого сюжета.
Проблеск тайны
Изображенная сцена напоминает замочную скважину. Темнота в сочетании со светом на расстоянии создает оптическую иллюзию пространственного рельефа. Диагонали на клетчатом полу создают впечатление глубины и трехмерности. Открытая дверь, завеса над головой, произвольная композиция не очень привлекательных повседневных предметов на переднем плане создают впечатление полной неожиданности, будто зрители этой картины - злоумышленники, заставшие героев врасплох. Есть что-то заговорщическое в манере обеих женщин. И причина - в письме.
Героини картины
По всей вероятности, ситуация в доме этой женщины - глубоко личная. Богато и элегантно одетая женщина выжидательно смотрит на служанку, которая только что передала ей письмо, прервав игру на лютне. Улыбка служанки, когда она смотрит на сидящую хозяйку, показывает ее некоторое превосходство. Хозяйка явно удивлена, она неуверенно смотрит на горничную, ее визит почти напугал женщину. Что это за письмо? Это действительно то самое, что так долго ждала женщина? То, что письмо именно любовное (по названию самой картины) доказывают несколько символически значимых предметов. В первую очередь, это сама лютня - популярный символ любви, означающий гармонию двух людей. К этому инструменту еще вернемся. Во-вторых, морской пейзаж на стене позади них. Как отмечают искусствоведы, корабль на картине ассоциируется с мотивом жениха как корабля в спокойном море любви, ожидающего встречи со своей возлюбленной (как корабль, обыскивающий гавань). Эта символика взята из книги Яна Харменса Крула «Эмблемы любви», в которой он сравнивает любовь с морем из-за ее «изменчивости». Письмо, несомненно, от любимого, который в данный момент находится далеко от дома.
Лютня
Лютня занимает особое место в истории искусства. Символическое значение лютни в XVII веке является частью общего музыкального метонима: оно передает некоторое послание о романтике. В живописи Ренессанса она является атрибутом персонифицированной Музыки (одного из семи свободных искусств), Слуха (одного из пяти чувств), Полигимнии (одной из муз) и обычным инструментом ангелов. Лютня - традиционный инструмент влюбленных. Иногда лютня является инструментом Орфея и Апполона. Лютня была также важным компонентом в живописи vanitas, которая представляла тщетность удовольствий. На полотне Яна Вермеера лютня является атрибутом трепетных и нежных чувств.
Свет и цвет на картине
Яна Вермеера помимо тонко переданных аллегорий также высоко ценят за его эффектное и точное использование света. Неспроста его называют «волшебником света». Используя свет, он убедительно отображает пространство внутри комнаты. Историки считают, что Вермеер использовал несколько методов, чтобы увидеть, как свет отражается в комнате. Техники, которые он использовал, включают зеркала и камеру-обскуру.
Можно сказать, что голландскому живописцу удалось опередить время и в использовании цвета. Он эффективно использовал цвета, чтобы создать нужное ему настроение. В этом случае он наполнил тихую, спокойную и личную сцену нейтральными и темными цветами, такими как серые, коричневые, темно-синие оттенки. Что касается тени, то в отличие от большинства своих коллег, Вермеер понимал, что тени должны быть не просто темно-серыми. Вместо этого они представляли собой смесь соседних цветов. Итальянский художник Караваджо напрямую повлиял на использование Вермеером кьяроскуро, популярной техники эпохи барокко, в которой свет и тень резко контрастируют друг с другом для улучшения композиции. Свежесть желтого и синего, красивая обработка света и тонкие нюансы цвета в предметах одежды и тени в интерьере - безошибочная работа мастера.
Символика
Метла и тапочки играют не только композиционное значение (они отделяют зрителя от переживаний и тайны героини), но также играют важную символическую роль, тем более, что художник разместил их на переднем плане. Тапочки здесь раскрывают незаконную любовь (любовь вне брака). Метла, изображенная на бытовой сцене, может свидетельствовать о том, что брак был забыт или отложен. И, наконец, «жениться на метле» - это термин, означающий пару вне брака. Таким образом, любовь на картине двоякая - с одной стороны, это возлюбленные, скучающие друг по другу, находящиеся в самом трепетном периоде своих чувств (это романтические послания). С другой стороны, эти отношения незаконны, вне брака. Именно поэтому зрителями создается ощущения скрытности и предосторожности: чтобы не быть осужденными консервативным обществом XVII века, возлюбленные вынуждены держать свои отношения в тайне.
Таким образом, лютня передает главную символику картины Яна Вермеера - романтическую тему письма. Но самая важная особенность - затененный дверной проем, благодаря которому зрители действительно чувствуют себя посторонними, внезапными наблюдателями за личным моментом сюжета. Можно лишь мельком увидеть двух женщин и загадку их взгляда, а содержание самого письма - полностью охватывает любопытство каждого наблюдателя.