Он родился на севере Италии в семье известных художников и первые годы жизни прожил в этой прекрасной солнечной стране. Ранние работы Уотерхауса наполнены ностальгией по Италии – рынки, руины, итальянские дворики…
Впоследствии он нередко писал своих героинь на фоне итальянских пейзажей, одевал их в тонкие античные платья, воплощал в своих полотнах образы нежной Психеи и коварной Цирцеи – героинь античной мифологии. В дальнейшем Уотерхаус часто возвращался в эти места, чтобы напитаться их животворящим воздухом.
С детства Джон был свидетелем творческой жизни римских художников и поэтов, наведывавшихся в гости к его родителям, долгие часы проводил в отцовской мастерской, где и получил первые уроки живописи. Атмосфера Рима располагала к занятию искусством. Юный Джон рос среди величественных скульптур и полотен великих художников. Можно сказать, у него не было выбора, кроме как пойти по стопам родителей и посвятить искусству всю свою жизнь.
Несмотря на очарование Рима, семья приняла решение вернуться в Англию. В двадцать один год Джон поступил в Королевскую Академию художеств, где не был замечен ни в бунтах, ни в особой тяге к экспериментам. Его обучение было ровным, но вполне успешным, и спустя годы Академия не раз предоставляла ему возможность выставлять работы в своих стенах.
В те годы самым высокооплачиваемым художником Великобритании был Лоуренс Альма-Тадема, изображавший повседневную жизнь Древнего Рима – в основном прекрасных молодых женщин в легких одеждах, предающихся неге на шкурах и среди рассыпанных розовых лепестков. Часть работ Альма-Тадемы посвящены античной поэтессе Сапфо и наполнены скрытым эротизмом, однако чопорная викторианская публика принимала каждое его полотно с неизменным восторгом. Первые работы Уотерхауса – отчетливое подражание Альма-Тадеме. Другой его «учитель» - прерафаэлит Фредерик Лейтон, чьи работы связаны с рыцарством, культом Прекрасной Дамы и британской историей.
Однако Уотерхаус довольно быстро выработал собственный стиль, опираясь не только на академизм, но и на творческую манеру импрессионистов – он не стремился к идеальной гладкости изображения, применяя зачастую широкие, грубые мазки, чтобы передать движение.
Одной из самых известных его картин стала «Леди из Шалот», написанная по мотивам легенды артурианского цикла. Бледная рыжеволосая девушка плывет по заросшей реке в старинной лодке, ее лицо исполнено страдания, а пейзаж проникнут тревогой.
Биографам неизвестна ни одна пикантная история из жизни Уотерхауса, он не был замешан в скандалах или интригах.
В отличие от большинства прерафаэлитов, не ввязывался он и в сомнительные истории с натурщицами – он приглашал позировать нескольких женщин, и все они отмечали его вежливость и корректность. Он никогда не флиртовал с женщинами, которых писал, и относился к ним с глубоким уважением.
Любой, кто хотя бы бегло ознакомился с творчеством Уотерхауса, может заметить, что часто он писал стройную рыжеволосую девушку с тонким профилем, напоминающую музу прерафаэлитов Лиззи Сиддал. Известно ее имя – Мюриэл Фостер, однако биография остается загадкой.
Несмотря на множество работ и эскизов, выдающих явное восхищение Уотерхауса красотой мисс Фостер, это увлечение было чисто художественным, эстетическим. Сердцем Джона Уотерхауса владела другая женщина.
В 1883 году он женился на успешной художнице Эстер Кенуорти. Их брак был крепким и счастливым, но оказался омрачен потерей двоих детей в раннем возрасте. Многие исследователи ищут облик Эстер в работах Уотерхауса, но мнения разнятся – кто-то считает, что она изображена в образе леди Шалот, кто-то утверждает, что Уотерхаус никогда не писал жену в романтических образах.
Любимые героини Уотерхауса – леди Шалот, Офелия, Цирцея, Психея.
Его интересовали судьбы сильных, властных, ярких женщин.
В работах Уотерхауса женщины – не абстрактные образы, запечатленные «для красоты», они не кокетливы, иной раз невинны, а подчас суровы.
«Прекрасная беспощадная дама», соблазняющая рыцаря, выглядит скорее злой колдуньей, заманившей несчастного в свои сети.
Сочетание жестокости и невинности, сила личности, фатализм и загадка отличают героинь Уотерхауса. Здесь есть и влияние его жены – яркой, неординарной женщины, достигшей значительных успехов в той области, которая на рубеже веков еще была преимущественно мужской.
Уотерхаус написал более двухсот работ, вызывавших одобрение как членов Академии, так и непросвещенной публики. Критики отмечали, что своим успехом Уотерхаус, разумеется, обязан красоте своих натурщиц.
Однако искусствоведы отмечают его идеальную композицию, тонкую работу с цветом, умение сосредоточиться на внутреннем мире изображенной женщины. Он никогда не писал «красиво», украшательски, искренне восхищаясь и любуясь красотой природы, полевыми цветами и зарослями камыша. Он предпочитал писать цветы и пейзажи с натуры.
В последние годы жизни художник страдал от тяжелого онкологического заболевания, от которого и скончался в возрасте шестидесяти семи лет, не прекращая творить до тех пор, пока это было возможно. Эстер пережила его на двадцать семь лет.
В наши дни творчество Уотерхауса все так же восхищает зрителей, а вклад в развитие искусства Великобритании считается неоценимым.
В 1992 году его изображение появилось на британской почтовой марке. Коллекционеры готовы отдать любые деньги за то, чтобы получить одну из его работ – например, «Святая Цецилия» была продана за шесть миллионов фунтов стерлингов фонду Веббера. Многие молодые художники и фотографы, наши современники, вдохновляются живописью Джона Уотерхауса – и интерес к творчеству этого загадочного художника только возрастает.