Работы великих русских художников, заслуживающие особого внимания
0
0
757
просмотров
Пейзажи как самостоятельный жанр на картинах великих русских художников появились в середине XVIII века. Ранее его изображение служило только фоном композиций, в основном иконописных. Но до середины XIX века писать русские пейзажи, считавшиеся скучными, невыразительными, было не принято.

Первая половина XIX века

Яркая, сочная природа Италии, родины искусства и творчества, в основном отображалась на полотнах даже исконно русских мастеров живописи. Потому картины великих русских художников С. Ф. Щедрина, Ф. Я. Алексеева, А. М. Матвеева, обучавшихся живописи у европейских мастеров, в изображении императорских парков, набережных и памятников Петербурга носят отпечаток влияния итальянской школы.

В период первых шагов русской живописи природы специалисты различают реалистический и романтический этапы. Они не связаны между собой, но хорошо различимы. Появляется понятие русского романтизма, развитие которого в пейзажной живописи шло по следующим направлениям: работа с натуры, изучение русской природы через итальянскую школу и индивидуальное восприятие национального пейзажа.

Сильвестр Феодосиевич Щедрин

Картина великого русского художника «Вид с Петровского острова в Петербурге» традиционно считается академической работой одного из первых пейзажистов, показавших миру русскую природу. Молодой автор произведения получил за него золотую медаль.

Есть три описания этого полотна, в которых принимали участие историки и краеведы. Скорее всего, место, с которого художник писал картину – это дельта Невы. На первом плане река Ждановка, изменившая с тех пор свое русло, и Тучков мост на сваях, который тоже был ориентирован иначе. На мосту группа оживленно беседующих людей, пастух гонит коров на другой берег, а на набережной нарядные господа остановились перед нищим, просящим милостыню. Сам Петровский остров напоминает скорее деревенскую, чем городскую местность.

Русские пейзажи в отечественной живописи

Недооцененность русской культуры, в том числе и в живописи, начинает звучать в разговорах и работах интеллигенции и художников с середины XIX века. Появляются люди, которые считают, что Россия, страна с богатой культурой и природой, отличается от привычных европейских норм. Что у страны свой путь развития и она достойна внимания людей искусства как в литературе, музыке, так и в живописи.

Конечно, виды русского пейзажа по-настоящему могли запечатлеть на своих полотнах только русские художники, выросшие среди лесов и полей, полюбившие и пропустившие через свое восприятие скромные, неброские, но бесконечно дорогие уголки природы.

Огромный вклад в развитие русского пейзажа внесло Товарищество передвижных выставок (передвижники), которым руководил И. Н. Крамской. Он и его единомышленники своими искренними работами воспевали красоту сельских пейзажей и безграничность российских просторов. Предлагаем познакомиться с всемирно известными картинами великих русских художников – пейзажистов.

Иван Иванович Шишкин

Современники называли его «царем леса» за любовь к лесным уголкам, за умение передать на полотно малейшие нюансы света и тени. А еще за то, что при взгляде на его работу создавалось впечатление присутствия в этом лесу, ощущения запахов и звуков. Его работы просты, но чтобы написать такую простоту, нужны были безграничный талант и мастерство.

Последняя работа художника – «Корабельная роща». Ее часто называют картиной-завещанием. Стройные сосны взлетают в синеву, солнце подсвечивает воды лесного ручья в невообразимые цвета. Здесь стоит тишина, только переливаются через камни струи воды, да жужжат пчелы.

«Рожь» – картина-пейзаж великого русского художника – тоже дышит покоем, но здесь вызывает радость бесконечный простор поля со зрелыми колосьями хлеба. Чувствуется, как ветер играет тугими колосьями, а стебли у дороги упали на землю под тяжестью зерна. Солнечный день создает радостное настроение и от увиденной картины и от предвкушения хорошего урожая.

Иван Константинович Айвазовский

Способности ребенка были замечены в детстве. Маленькому человеку повезло, что отец всячески способствовал его обучению. Далее на его жизненном пути также встречались люди, которые давали ему возможность учиться и совершенствоваться. После окончания Императорской академии художеств молодой художник долго учился и путешествовал по Европе. Накопив денег, он поселился на родине, в Крыму, в дорогой его сердцу Феодосии. Обласканный императорской семьей, осыпаемый почестями, Айвазовский писал свою любимую тему: морские пейзажи – самые великие картины русского художника.

«Девятый вал» - картина, которая настолько потрясла современников художника, что очень в короткий срок стала известнейшим шедевром. Именно потому она и попала в коллекцию императора Николая I, а известный коллекционер П. М. Третьяков, пораженный работой молодого мариниста, стал внимательно следить за его деятельностью. На полотне автор изобразил сюжет легенды, которую знал с детства. Выросший на берегу Черного моря, будучи знакомым со многими моряками, слушая их рассказы, он проникся их суеверным страхом гибели от огромнейшей девятой по счету волны во время страшного шторма. Буря, погубившая корабль, готовится нанести еще один, девятый удар по нескольким спасшимся людям. Помогая друг другу удержаться на обломках мачты, они ждут своей судьбы. Но глядя на пробивающиеся лучи солнца, их робкий отблеск на волнах, появляется уверенность в благополучном исходе.

Картина «Радуга» выполнена Айвазовским в том же стиле, и сюжет также типичен для этого художника. Но специалисты отмечают, что техника работы с цветом совершенно иная. Нет привычных насыщенных красок, оттенки сдержанные, событие приближено к реальности. На картине великого русского художника изображено бушующее море и гибнущий корабль. Моряки на шлюпках пытаются определить направление, в котором следует плыть. Их положение безрадостно, но вдруг на небе появляется едва заметная радуга. И это обещает спасение.

Исаак Ильич Левитан

Будущий художник родился в еврейской семье, рос в еврейской среде, но заслужил своими работами звание певца русской природы. Ни один мастер пейзажей не мог внести в свои полотна столько личного, сокровенного одиночества человека наедине с природой.

Картина «Март» считается одной из самых известных, «хрестоматийных» работ художника. Написанная в 1895 году, она тут же была представлена на выставке и приобретена П. Третьяковым. Сейчас она находится в Третьяковской галерее. Жизнеутверждающее настроение, которое создает картина, ожидание прихода весны автору удалось добиться неярким цветовым изображением сюжета. Множество оттенков снега, голубого неба, подсвеченные солнцем стволы деревьев – сюжет, который впоследствии повторялся многими великими русскими художниками на их картинах.

Василий Дмитриевич Поленов

Имя этого мастера известно всем. Отличительная особенность его работ – это полугородские, полудеревенские пейзажи, которые он находил повсеместно.

Первая его работа – «Московский дворик». Утро в старой Москве. Дворик только просыпается: вот женщина идет к колодцу, лошадь ждет хозяина, детвора играет на траве. На втором плане белокаменная церковь. Очень много покоя и умиротворения.

«Заросший пруд» – это тоже Москва, но ее окраина. Покинутая усадьба потихоньку дряхлеет. Зарос парк, затягивается тиной пруд. Здесь малолюдно и таинственно. Картина выполнена с преобладанием зеленого цвета, который «разбит» на множество оттенков.

Алексей Кондратьевич Саврасов

«Саврасов создал русский пейзаж…», – сказал о мастерстве художника Левитан. Специалисты утверждают, что он вывел пейзажную живопись из второстепенной в разряд основных.

Его работа «Грачи прилетели» произвела сильное впечатление на первой же выставке Передвижников. Сейчас она хранится в Третьяковской галерее. Исаак Левитан считал «Грачей» одной из лучших картин художника. Очень простой сюжет, но глядя на это полотно, зритель ощущает обновление не только в природе, оно происходит в душе. Критик Асафьев писал, что Саврасов открыл «новое ощущение весны и весеннести».

Очень выразительны картины русского великого художника о зиме. «Зимний пейзаж» был написан в 1873 году. Зима, казалось бы, самая обыкновенная, вдруг поднимает настроение и вызывает восторг морозным воздухом, хрустящим снегом, серебристыми ветками деревьев.

Федор Яковлевич Алексеев

Картины великого русского художника о природе занимают особое место в отечественной живописи. Сначала он обучался натюрморту, но потом юношу перевели в пейзажный класс. Через несколько лет Алексеев выступает новатором, изобразив на полотне «архитектуру в пейзаже», то есть городской фрагмент, но преображенный художественными методами.

Например, его работа «Вид на Московский Кремль со стороны Каменного моста». Во-первых, он заслужил искреннюю благодарность потомков, оставив нам свидетельства того, как выглядела Москва до пожара 1812 года. Во-вторых, его серии о Москве и Санкт-Петербурге завоевали признание и любовь современников. Некоторые его полотна были приобретены императорской семьей.

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится