Конная полиция в Лондоне, рынок в Германии, рыбаки в клогах в Голландии — каждый снимок из коллекции Билла Нельсона выглядит настолько выразительным, что сомневаться не приходится — эти кадры делал человек, который был профессиональным фотографом. Но кем он был (или она?), до сих пор остается тайной.
Билл купил альбом с негативами в начале 1990-х у себя дома в Миннеаполисе на распродаже. «Альбом выглядел непритязательно, но он был недорогой. Я достал один негатив, посмотрел на свет и увидел мельницу. В общем, я купил альбом».
На момент покупки у Билла не было возможности проявить негативы. Пленка оказалась создана на основе нитроцеллюлозы, которая часто воспламеняется при малейших изменениях условий хранения, так что Билл решил перестраховаться и поместил пленку в холодильную камеру.
Билл забыл о негативах на почти десяток лет, пока в его распоряжении не появился хороший сканер. «Пленка, которой на тот момент было уже более 90 лет, была очень хрупкая и сворачивалась. Я понимал, что надо успеть как-то сохранить изображения до того, как негативы разрушатся, так что я отсканировал все 240 негативов в высоком разрешении. И вот тогда я наконец понял, какой клад был у меня на руках».
То, что снимки эти имеют высокую ценность, было очевидно. Не только потому, что на них было запечатлено далекое время (судя по всему, это был 1904 год), но и потому, что качество снимков было превосходным. Отлично построенная композиция кадров, четкость фокуса, и, судя по всему, хорошая камера... «Я подозреваю, что если бы личность фотографа была известна, то им или ею бы оказался какой-то очень известный человек», — считает Билл Нельсон.
Чтобы узнать хоть какие-то детали о снимках, Билл Нельсон опубликовал их на Flickr. «Все еще неясно много деталей. Например, во всем альбоме была только одна-единственная фотография из Парижа и одна из Праги. Ну кто поедет в Париж и Прагу и сделает там по одной фотографии? Очевидно, что мой альбом — не единственный и, возможно, другая часть содержит еще больше снимков».
«Технично эти фотографии не изображают XIX век, но по сути на них запечатлено время, известное как „Долгий XIX век“ — период между Великой французской революцией и Первой мировой войной. На этих фотографиях можно увидеть людей в костюмах, характерных определенному регионы, иногда даже определенной деревне. На этих снимках осталось то, чего мы больше никогда уже не увидим».
«У меня много любимчиков среди этих фотографий, — рассказывает Билл. — Четыре парня из Волендама, два джентльмена из Лондона, туристы в Фрауэнкирхе... Но одна фотография больше других меня интригует. На ней двое мужчин и маленькая девочка находятся в доке в Маркене. Видимо, они только-только прибыли в док, так как один из мужчин как раз вышел из лодки. И вот там стоит этот фотограф с камерой. Может быть, даже с штативом. Что может быть интереснее, чем фотограф? А никто из них, даже девочка, не смотрят в его сторону».
Однако главный вопрос — кто же был самим фотографом, до сих пор остается открытым.