Судьба Марии Медичи
На первой картине цикла изображены парки, прядущие нить судьбы королевы. Чета богов-олимпийцев Юпитер и Юнона наблюдают за процессом, а в руках у зловещей Морты нет ножниц, прерывающих жизни смертных. Все говорит о том, что будущему ребенку уготовано счастливое и великое будущее. Это полотно и последнее из серии заметно уже остальных, так как все картины «вписывались» по размерам в конкретную в галерею Люксембургского дворца, и эти две должны были располагаться между окон.
Рождение Марии Медичи
Аллегорическое полотно, на котором богиня Люцина (римская покровительница рождения) передает Марию-младенца Флоренции. Счастливое событие действительно произошло 26 апреля 1575 года в этом городе. Неизвестно, радовался ли ее отец, великий герцог Тосканы Франческо I рождению шестой дочери или надеялся, что супруга подарит наконец ему наследника. Через два года малышка останется без матери, а ее мачехой станет бывшая многолетняя любовница герцога. Единственной подругой с детства и на долгие годы станет для нее камеристка и молочная сестра Леонора Дори Галигай.
Образование Марии Медичи
Перед нами предстает молодая Мария Медичи, склонившаяся перед Минервой, богиней мудрости, наук и искусств. Помогают в учении Орфей, Меркурий и три грации. Интересно, что фигуры трёх граций в 1685 году были занавешены. Около 200 лет обнаженные богини скромно прятались за тканью. После того, как картину в XIX веке открыли, разница между освещенной и затемненной частью была так заметна, что полотну потребовалась тщательная очистка и реставрация.
Представление портрета Марии Медичи Генриху IV
Картина должна иллюстрировать мысль о зарождения огромной и чистой любви, осененной богами, между Марией и ее будущим мужем. На самом деле король Франции Генрих IV, который недавно развелся с бездетной Маргаритой де Валуа и пережил смерть своей фаворитки, на которой хотел жениться, вряд ли испытывал к молодой невесте хоть какие-нибудь чувства. Да и молодость ее по меркам того времени уже угасала – Марии Медичи в 1599 году уже было 24 года. Зато ее приданое в шестьсот тысяч крон являлось самым крупным за всю историю Франции.
Брак по доверенности
Эта практика, весьма обычная для высоких особ средневековья, представляется нам сейчас курьезом. По сравнению с ней даже современные виртуальные свадьбы кажутся гораздо более романтичными. Однако из песни слов не выкинешь – на венчании, которое произошло во Флоренции, жениха Марии Медичи заменял дядя невесты Фердинанд, великий герцог Тосканы. Интересно, что сам молодой Рубенс присутствовал на этом событии, поэтому полотно написано очевидцем.
Прибытие в Марсель
Эта картина – одна из самых известных в цикле, хоть и посвящена она не такому значимому событию в жизни королевы. На ней молодая Мария Медичи сходит с корабля, а над ней изображена Фама - богиня молвы и славы, которая несет радостную весть ее супругу.
Встреча в Лионе
И вот, долгожданная встреча молодой четы. Они аллегорически изображены в виде богов-олимпийцев, амуры рядом с ними говорят о глубоких и нежных чувствах. На самом деле, Генрих так спешил на встречу с супругой, что после прибытия в Леон 6 дней не мог с ней встретиться. Но живописная сказка об этом умалчивает. Однако ровно через 9 месяцев у Марии родится сын, будущий король Людовик XIII.
Коронация Марии Медичи
Мария короновалась 13 мая 1610 года в аббатстве Сен-Дени. Она уговорила супруга на этот шаг перед тем, как тот должен был отправиться с войском в Германию для поддержки протестантов. На следующий день король был убит. Подозрение, что Мария была соучастницей этого заговора, так и не было с нее снято.
Смерть Генриха IV и провозглашение регентства
Важнейшее событие в жизни Марии Медичи, она становится полновластной правительницей Франции. Несмотря на траур, оно было, вероятно, гораздо более радостным для королевы, чем свадьба. У подножья трона изображена французская знать, умоляющая Марию Медичи взять на себя управление государством. Конечно, это было творческим преувеличением. Принцы крови и знать неоднократно поднимали восстания, подавлять которые Марии удавалось лишь ценой больших усилий и жертв.
Совершеннолетие Людовика XIII
Радостно преклонившись перед сыном, достигшим совершеннолетия, Мария на картине передает ему кормило власти. Корабль-Франция, с поддержкой четырех Добродетелей, продолжает свой путь. В действительности передача власти не была такой мирной, Людовик XIII силой взял власть, сослав мать в 1617 году в Блуа. Вместе с ней в ссылку отправился и ее советник, будущий кардинал Ришелье – тот самый знаменитый Красный Кардинал.
Бегство из замка Блуа
Сложный сюжет, потребовавший от художника максимум дипломатии. Минерва ведёт Марию к Французской Знати, а Ночь и Заря указывают им путь. Так, с Божьей помощью, Мария Медичи действительно сбежала из своей ссылки в Ангулем.
Примирение с сыном
Мария изображена с жезлом мира в руках, любимый сын Людовик трогательно обнимает ее. Гидра, символизирующая врага и политического противника королевы герцога Люинь, повержена (он действительно умер незадолго перед этим). Все говорит о дальнейшем вечном и нескончаемом счастье и благоденствии Франции. Именно к этому недолгому периоду относится время написания картин.
Триумф Правды
Последняя картина, завершающая цикл мощным торжествующим аккордом. На переднем плане Кронос вытягивает на свет Алефею (Истину) – она традиционно изображается обнаженной (не поэтому ли в русском языке существует выражение «голая правда»?). А вверху Мария Медичи и ее венценосный сын держат в руках лавровый венок с пылающим от любви сердцем.
Эта картина могла бы выглядеть насмешкой над судьбой великой королевы, если бы художник знал дальнейшие события ее сложной жизни. Постоянные игры за власть привели ее в конце концов к полному краху. Бывший верный помощник Ришелье, завоевавший огромное влияние на короля, «переиграл» королеву-мать. 11 ноября 1630 Мария Медичи поставила сыну ультиматум: «Или я, или кардинал». Все были настолько уверены в ее победе, что даже начали праздновать это событие, но ответ короля был противоположным – он выбрал Ришелье, и Мария Медичи опять бежала. Этот день с тех пор носит название «День обманутых» (название триумфальной картины превращается в неприкрытый сарказм). Конец жизни Марии Медичи был печален. Она была вынуждена скитаться по странам и продавать свои драгоценности. Последние годы она провела в Кёльне, в доме приютившего ее Рубенса – такая финальная насмешка судьбы.