Шесть известных людей, чьи имена потеряли большую букву и стали нарицательными
622
просмотров
В истории существует множество способов создать нерукотворный памятник человеку. Можно, например, написать о нем книгу, назвать его именем улицу или даже город. Но, наверное, одной из самых долговечных является память лингвистическая, когда имя героя или злодея сохраняется в самом языке, переходя в категорию нарицательных. Потеря большой буквы при этом – невеликая цена, ведь такое слово может жить в веках и даже тысячелетиях.

Некоторые фамилии превращаются в обобщенные понятия буквально на наших глазах (достаточно вспомнить Михаэля Шумахера), а вот многие уже настолько вросли в речь, что мы даже не догадываемся о реально существовавших когда-то эпонимах – так называют людей-прототипов.

Роберт Ловелас

Роберт Ловелас Шон Бин в роли Роберта Ловеласа, фильм «Кларисса», 1991 г. и картина Луи Эдуард Дюбюф «Похищение Ловеласом Клариссы Гарлоу»

Это нарицательное имя, которым награждают ветреных распутников, является памятью романа Сэмюэла Ричардсона «Кларисса». Книга пользовалась бешеной популярностью у читателей 18 века. Образ молодого аристократа, погубившего честную и целомудренную девушку, оказался настолько ярким, что, к ужасу самого автора, затмил фигуру нежной Клариссы. Ричардсон сетовал, что этот распутник нравится даже добропорядочным гражданам. К слову, сегодня такая особенность зрительского восприятия «плохих парней» не только не удивляет современных авторов, но и активно ими эксплуатируется. Так или иначе, но слово прижилось и благополучно существует до сих пор (правда, как отмечают лингвисты, используется оно только в русском и украинском языках).

Иван Петрович Кулибин

Иван Петрович Кулибин Портрет И. П. Кулибина кисти П. П. Веденецкого (Эрмитаж)

Знаменитый самородок русской земли, прозванный «нижегородским Архимедом», является для нас символом самодельного творчества. Наиболее известными его изобретениями были: проект моста через Неву, ахроматический микроскоп, фонарь-прожектор, речное судно с лопастным двигателем, винтовой лифт, самокатная повозка и многое другое. Первая же работа молодого мастера – уникальные часы с музыкальной шкатулкой и мини-театром так покорили Екатерину II, что императрица приблизила к себе Кулибина. Известно, что Иван Петрович был человеком очень скромным и не любил менять свои привычки. Даже заняв пост заведующего механической мастерской Петербургской академии наук, он везде ходил в длиннополом кафтане, сапогах и носил окладистую бороду, отвечая на многочисленные шутки в свой адрес. Печально, что многие его важные проекты так и не были реализованы.

Гай Цильний Меценат

Гай Цильний Меценат Тьеполо Джованни Баттиста «Меценат представляет императору Августу свободные искусства»

Этого государственного деятеля Древнего Рима можно было бы назвать первым министром культуры своего времени. Будучи личным другом и помощником императора Октавиана Августа, он не только занимался государственными делами, но и считался известным покровителем изящных искусств. Меценат оказывал помощь многим талантливым поэтам того времени, в том числе Вергилию и Горацию. В отношениях с императором он был неподкупен и любил «резать правду-матку в глаза». Впрочем, монарх именно за это его и любил. Память о покровителе талантов сохранилась, вероятно, благодаря тому, что многочисленные подопечные прославляли Мецената в своих бессмертных произведениях.

Папарацци (Тацио Секкьяроли)

Папарацци (Тацио Секкьяроли) Кадр из фильма «Сладкая жизнь», 1960 г. и прототип одного из героев - фотограф Тацио Секкьяроли

Образ пронырливого журналиста, повсюду сующего свою фотокамеру, впервые появился в фильме Федерико Феллини «Сладкая жизнь». Фамилия этого персонажа – Папараццо, стала с тех пор нарицательной. У данного кинематографического героя был живой прототип – итальянец Тацио Секьяролли. Начав свою карьеру с уличного фотографа, он постепенно стал одним из основателей агентства «Рома Пресс Фото» и личным фотографом Софи Лорен.

Этьен де Силуэт

Этьен де Силуэт

Данный эпоним вовсе не был человеком, придумавшим вырезать из черной бумаги фигуры и лица. Его имя попало в нарицательные благодаря шутке (возможно, даже не очень-то удачной). Молодой, активный и очень деятельный финансист был принят ко двору короля Людовика XV благодаря протекции самой маркизы де Помпадур. Став генеральным контролером финансов Франции, Силуэт предложил крайние меры для наполнения истощенной королевской казны: налог на роскошь и временный запрет увеселительных мероприятий. Знать ответила ему, естественно, горячей ненавистью и остроумным прозвищем для модных тогда плоских картинок – шутникам показалось, что скупой минимализм этих изображений соответствует характеру предлагаемых реформ.

Донасьен Альфонс Франсуа де Сад (Маркиз де Сад)

Донасьен Альфонс Франсуа де Сад (Маркиз де Сад) Донасьен Альфонс Франсуа де Сад и прижизненное издание романа «Жюстина, или несчастья добродетели», 1791

Проповедь абсолютной свободы и права человека получать удовольствия любыми способами прославила этого французского аристократа, писателя и философа. Впоследствии сексолог Рихарда фон Крафт-Эбинга придумал термин «садизм» - так стали называть жестокость в сексуальных отношениях. Позднее это слово получило более общее значение. Сам же писатель за неоднократные акты насилия приговаривался то к тюремным заключениям, то даже к смертной казни (позднее приговор был смягчен). В тюрьме он продолжал писать порнографические романы и умер душевнобольным.

Ваша реакция?