Средневековье: эмоции, поведение, ментальность
561
просмотров
Человек Средневековья жил в мире, полном тревог и неопределённости.

Чувство неуверенности

Именно это ощущение влияло на все сферы жизни средневекового человека. Она была во всём: в материальном положении, в духовной сфере, в будущей жизни и блаженстве. Дьявол скрывался повсюду, а шанс найти спасение был ничтожно мал. Страх явно побеждал надежду. Францисканец Бертольд Регенсбургский в 13-м столетии полагал, что лишь один человек из 100 тысяч мог спастись от вечных мук. Часто подобная ситуация иллюстрировалась библейскими текстами — Ной и его маленький отряд из людей спаслись от потопа, который поглотил всех и вся.

Бертольд Регенсбургский.

 Природные катаклизмы всегда были важным знаком для человека той эпохи. Поэтому и ментальность, эмоции и поведение были сформированы в связи с потребностью себя успокоить.

Опыт седого прошлого являлся авторитетом. Ветхозаветная история была в почёте. Священное Писание и сочинения «отцов церкви» служили главными постулатами средневекового общества. Они в основном доходили до простого люда в качестве заумных цитат, которые в виде более доступных глосс преподносили народу клирики. Однако далеко не всегда они могли объяснить истинный смысл изречений отцов церкви. Французский теолог Ален Лилльский говорил, что «у авторитета нос из воска, и форму его можно изменить в любую сторону».

Ален Лилльский.

Духовная жизнь была отдана на откуп авторитетам. Средневековая этика как особый предмет преподавалась людям на основе стереотипных историй. Exempla — это сборники примеров, которые были главной опорой средневекового воспитания общества. У человека, впервые столкнувшегося с этими историями, они вызывали смех, но после сотого повторения реакция была уже совершенно иной.

Одной из таких историй был пример легкомысленного студента, который совершил тяжкий грех — он изменил своё социальное положение. Этот exemplum появился в трактате английского клирика «De disciplina scolarium», который датируется 1230−1240 гг. История была приписана самому Северину Боэцию. Студент начал учиться, затем торговал, а позднее попал в рыцарское сословие, женился и стал астрономом. Суть этой истории хорошо отражает поговорка «катящийся камень не обрастает мхом».

Студенты.

Но не только мнение столпов христианской мысли и опыт древности являлись серьёзными доказательствами того или иного постулата. Для средневекового человека важным было ещё и явление чуда. Средневековые искусство и наука внедрялись в человеческую жизнь необычным путём, который изобиловал необъяснимыми вещами. Чудо — качество, которое присуще святости. В 14-м веке, когда появился регламент процедуры канонизации святых, в нем обязательно должны были быть специальные записи о чудесах, которые совершил тот или иной кандидат в святые.

Обратимся к средневековой литературе, а именно — к «Песне о Роланде». Бог остановил солнце, наделил главных героев сверхчеловеческой силой, чтобы они могли совершать подвиги. Но самый главный акт доказательства истины чудом — это Божий Суд. «Бог на стороне правого».

«Песнь о Роланде».

 Средневековому мироощущению были свойственны любовь к свету и авторитет телесного. Но возникает вопрос, что же больше привлекало средневекового человека: чувственное восприятие видимости или скрытые абстрактные понятия вроде энергии и силы? Люди очень любили яркие и сверкающие цвета. Вероятно, что эта тяга восходит к варварской традиции: германцы и кельты ценили блеск золота и серебра. Витражи, статуи и живопись на стенах церкви будоражили сознание людей Средневековья. За любовью к ярким и причудливым цветам стоял страх перед мраком. Это хорошо подтверждает тот факт, что в 13-м веке в домах появляются оконные стекла.

Также хорошо иллюстрирует эту ситуацию трактат «Светильник», сообщающий о том, что на Страшном суде тела воскресших святых будут светиться разными цветами в зависимости от того, были ли они мучениками, исповедниками или девственницами.

Борьба со злом.

 Теолог 13-го века Гийом Овернский говорил: «Видимая красота определяется либо рисунком и расположением частей внутри целого, либо цветом, либо, наконец, и тем и другим вместе, рассматривают ли их отдельно друг от друга или изучают гармонию, порождённую их взаимодействием». Красота — это гармония. Это разноцветное и блестящее, а главное — доброе. 

Гийом Овернский.

 Довольно серьёзное влияние на формирование средневековой ментальности оказала книжная культура и её популяризация. Это было новое оружие для формирования мировоззрения. В 12−13 вв. происходит её десакрализация. В это же время становится популярной куртуазная любовь. Это был бунт против сексуальной морали феодального общества. В ней было равновесие души и тела, сердца и ума, а также влечения полов и чувства. Новые проявления эмоций рождались благодаря прогрессу в средневековом искусстве. 

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится