«Страшный суд»: тайны откровенного религиозного шедевра от Микеланджело шокировавшего современников
842
просмотров
В 1534 году Микеланджело покинул Флоренцию и вернулся в Рим, где Папа Римский, Климент VII (Джулио де Медичи), поручил ему расписать Сикстинскую Капеллу, в том числе и создать огромную фреску, изображающую Страшный Суд.

Микеланджело работал над шедевром семь лет, но конечный результат шокировал не только Папу Римского, но и многих современников. 

«Страшный суд». Микеланджело, 1537—1541 год.

На шедевре великого мастера насчитывается более 300 персонажей, причем почти все из них первоначально были изображены абсолютно голыми (большинство элементов одежды дорисовано поздней), не соответствующими христианским традициям и в целом выглядящими более чем вызывающе.

Увидеть второе пришествие Христа в подобном виде явно ни кто не ожидал.

Спустя два десятилетия после завершения работы Тридентский собор резко осудил творение Микеланджело, после чего в первоначальное изображение было внесено множество изменений, дабы привести произведение искусства в «пристойный вид».

В центре сцены находится фигура Христа изображенная совершенно по-другому, чем на других картинах на эту тему. Он не имеет бороды, его тело мускулистое и напоминает греческого бога Аполлона.

Микеланджело, будучи под впечатлением от античного искусства, вероятно, воспользовался двумя скульптурами, которые, несомненно, знал. Речь идет о голове Аполлона и Бельведерском торсе, созданном не поздней I века до нашей эры древнегреческом скульптором Аполлонием.

Примечательно, что обе (языческие) скульптуры хранятся в Ватикане.

Рядом с Христом изображена Богоматерь, которая отвлекает взгляд от наказанных людей и строгих приговоров Иисуса. Ее лицо написана совершенно в другой манере, чем у остальных персонажей – краска нанесена не росчерком кисти, а точечно.

Слева от Богоматери расположен ее муж Иосиф, повернутый к зрителю голым задом.

В левой части фрески собраны святые женщины.

Помимо того, что они изображены практически голыми, как и большинство других действующих лиц, их силуэты больше напоминают мускулистых мужчин, чем женские формы.

Что не удивительно с учетом того, что Микеланджело использовал для их создания моделей мужчин.

В нижней части фрески Микеланджело изобразил весьма своеобразный ад, с Хароном, перевозящим души. Данный (языческий) персонаж вообще не применяется в христианской иконографии и по всей видимости был позаимствован из «Божественной комедии» Данте.

Фрагмент с изображением ада.

На этом «адские чудеса» не заканчиваются так как в аду изображены языческие боги Минос и Аида, множество обнаженных грешников в абсолютно непонятных позах, и даже ненавистный автору шедевра монах Джироламо Савонарола.

Однако наиболее возмутительным выглядит изображения святого Власия со святой Екатериной Александрийской, занятых по всей видимости чем-то совершенно непристойным.

Фрагмент «Страшного суда» Микеланджело и копия оригинального изображения авторства Марчелло Венусти, 1549 год.

Считается, что Микеланджело, как знаток каббалы и еврейских традиций, поместил во фреске множество элементов обладающих скрытым символизмом, но к сожалению их истинное значение так и остается загадкой, как и уместность созданного им шедевра в христианском храме.

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится