Томас Гейнсборо: «разговорные портреты» и великолепные пейзажи художника, работы которого не увидишь в музеях России
899
просмотров
Прошло более 250 лет с момента, когда Гейнсборо написал свою последнюю картину. Но интерес любителей искусства до сих пор прикован к его творчеству, а искусствоведы собирают информацию о его художественном таланте буквально по крупицам.

Художественный стиль Гейнсборо

Томас Гейнсборо, родившийся в 1727 году, был английским портретистом и пейзажистом. Родился в Садбери, Саффолк. Обучался в Лондоне и был членом-учредителем Королевской академии, впоследствии став любимым художником короля Георга III и его семьи, а также самым ярким и уникальным представителем эпохи, изменившим мир искусства. Томас Гейнсборо был одним из самых известных художников-портретистов и пейзажистов Великобритании XVIII века. Пернатый стиль мазка и богатое чувство цвета способствовали активной популяризации его портретов.

Художественное становление Томаса Гейнсборо как мастера произошло именно в тот важный момент в истории, когда в британской культуре происходило возрождение, затронувшее не только изобразительное искусство, но и театр, музыку и литературу. На художественный стиль Томаса Гейнсборо большое влияние оказали и преподаватели Лондонской академии Святого Мартина во главе со знаменитым Уильямом Хогартом, и также ведущие представители художественных школ континентальной Европы. На протяжении всей своей жизни Гейнсборо учился у старых мастеров и развивал свой собственный стиль, отличный от официального, общепринятого в то время. Творчество Гейнсборо сыграло решающую роль в формировании британской школы живописи.

Пейзаж

Гейнсборо всегда говорил, что его первой любовью был пейзаж. Он начал изучать язык этого искусства у голландских пейзажистов XVII века, которые к 1740 году стали очень популярны среди английских коллекционеров. Первые пейзажи Гейнсборо были написаны под влиянием Яна Вейнантса. Самая ранняя датированная картина с пейзажным фоном - это портрет бультерьера «Бультерьер Бампер» (1745).

Самым значимым лондонским наставником Гейнсборо был Юбер-Франсуа Бургиньон, он же Гравелот, французский художник стиля рококо. Именно его влиялие позволило Гейнсборо соединить любимый им пейзаж с популярным портретным жанром. Вдохновленный пасторальными композициями в стиле рококо, Гейнсборо начал работу в жанре так называемой «беседы». Изображения людей на фоне пейзажа предоставили художнику уникальную возможность объединить портрет с пейзажем.

Гейнсборо был единственным британским портретистом XVIII века, который писал пейзажи с великолепным мастерством, а единственным современным художником, который затмил его репутацию, был первый президент Королевской академии художеств - сам сэр Джошуа Рейнольдс.

Портреты

Томас Гейнсборо успешно проявлял свое мастерство в различных жанрах. Однако только частные портреты могли обеспечить солидную репутацию и достойный доход для британского художника второй половины XVIII века. В связи с этим Гейнсборо чувствовал постоянную конкуренцию с другими художниками (учитывая, что британские клиенты часто нанимали разных портретистов для одного заказа). Значимая черта в творчестве Гейнсборо - уверенность и оперативность. В отличие от многих своих коллег Гейнсборо не имел помощников, а написал более 1300 картин. Бытует мнение, что знаменитый портрет Сэмюэля Линли художник написал всего за 90 минут.Вскоре после его смерти один из его портретов был продан всего за одну гвинею, а уже в 1922 году знаменитый «Голубой мальчик» (или «Мальчик в голубом») был продан за баснословные £ 148 000.

"Мальчик в голубом

Одной из главных особенностей британского изобразительного искусства XVIII века является необычайный расцвет детского портрета. Многие художники признали этот жанр. Гейнсборо не остался в стороне: он также проявил свой профессионализм в создании детского портрета, подчеркивая хрупкость этого нежного возраста.

Портреты Томаса Гейнсборо сформировали современное представление о британском обществе того времени и воплотили культурный дух британской аристократии. Он изменил британское искусство XVIII века, первым увидев личность модели за внешней оболочкой.

История донесла до нас слова художника: «Пишу портреты, поскольку нужно на что-то жить, пейзажи – потому что люблю их писать, музыкой же занимаюсь по велению сердца».

Одна из лучших работ художника

Картина Томаса Гейнсборо «Поездка на рынок» 1773 года была названа одной из лучших работ художника. На ней изображена группа людей верхом на лошадях, путешествующая по сельской местности и проезжающая рядом с нищей матерью с ребенком. Героев сопровождает прекрасный мастерский пейзаж в духе Гейнсборо: мягкая кисть, блеклая однотонная палитра (коричневый-серый-зеленый) и его визитная карточка - деревья. Многие утверждают, что картины Гейнсборо можно распознать по деревьям (соглашусь с ними). Это всегда кучковатые перистые ветки деревьев, обычно склоненные в сторону, а листья их написаны в темно-зеленой гамме.

"Поездка на рынок

Благодаря блестяще изображенным фигурам и изящно модулированному серебристому свету, художнику удалось создать лирический и восхитительный утренний образ. Картина была продана частному продавцу на аукционе Sotheby's в июле 2019 года за 8 миллионов фунтов стерлингов.

Томас Гейнсборо. Лесной пейзаж с фигурами, мостом, ослами, горой и зданиями вдали. Около 1763–1767.
Томас Гейнсборо. Портрет девочки. Фрагмент. Около 1744.
Томас Гейнсборо. Лесной пейзаж со старым крестьянином и ослами у сарая, с сошником и церковью вдали. Около 1755–1757.
Томас Гейнсборо. Миссис Элизабет Муди с сыновьями Самуилом и Томасом. Около 1779–1785.
Томас Гейнсборо, «Лесной пейзаж со стадом у водоема».

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится