«Ватерлоо», «Кольберг» и др: топ-7 фильмов о войнах XVIII–XIX веков
582
просмотров
XVIII и XIX столетия были эпохой, когда война была не только кровопролитием, но и эстетским действом — спектаклем, разворачивающимся перед коронованными зрителями. Благодаря некоторым фильмам мы можем увидеть эту эпоху такой, какой она и была. В нашей подборке — лучшие военно-исторические ленты.

«Ватерлоо»

Без сомнений — это лучший военно-исторический фильм всех времён. До того как Сергей Бондарчук в 1970 году решился на эксперимент, никто не верил, что можно снять фильм длительностью более двух часов, в котором полтора часа непрерывно будет показываться только одно сражение. Да к тому же столь захватывающе, что зрителю не потребуется никакой драматической или романтической сюжетной линии, чтобы с неиссякаемым интересом смотреть на экран.

Фильм «Ватерлоо» — это масштабное историческое полотно, посвящённое «Ста дням Наполеона» и прежде всего решающему сражению, в котором разбились надежды Бонапарта на возвращение к власти.

Масштабные батальные сцены потребовали огромного для той эпохи бюджета, применения многотысячной массовки и гигантских заказов на пошив исторических мундиров, амуниции и изготовление вооружения.

После выхода на экраны картина провалилась в прокате: массовый зритель был не готов к такому кино про войну. Но со временем «Ватерлоо» приобретал всё большее число поклонников своим историзмом, подробностью и точностью рассказа о знаменитой битве, достоверностью психологического портрета двух великих полководцев — Наполеона и Веллингтона, — сошедшихся в решающей битве.

Некоторые сцены фильма вроде атаки французских кирасиров, без сомнения, стоит признать настоящим шедевром военно-исторического кинематографа.

«Геттисберг»

После «Ватерлоо» киностудии долгое время с большим сомнением относились к идее снять «фильм об одном сражении», считая, что ничего, кроме убытков, такие эксперименты не принесут.

Так продолжалось до 1993 года, когда медиамагнат Тед Тёрнер, большой поклонник истории и культуры американского Юга, купил киностудию New Line Cinema. Он согласился профинансировать грандиозный проект, рассказывающий о битве при Геттисберге — ключевом сражении Гражданской войны в США.

Говорят, что Тёрнер даже появлялся на совещаниях в форме офицера Конфедерации. Да, в те годы такой поступок в Америке ещё был возможен.

Сейчас, на фоне истерии BLM, — уже нет.

Огромный четырёхчасовой фильм во всех подробностях рассказывает о трёхдневной битве — начиная с часов, предшествующих её началу, и заканчивая разгромом частей генерала Пикетта и отступлением армии конфедератов под началом генерала Ли.

Несмотря на масштаб и продолжительность картины, её удалось снять за относительно скромную сумму в 25 миллионов долларов. Главная заслуга в этом принадлежит очень большому сообществу американских военных реконструкторов, которые снимались в массовых сценах, избавив киностудию от затрат на обеспечение массовки формой и оружием. Фильму это пошло только на пользу, ведь реконструкторы лучше любого актёра знают, что представляли люди тех времён, как следует действовать и выглядеть, чтобы кино получилось достоверным.

Десять лет спустя на экраны вышел приквел — «Боги и генералы», — посвящённый началу Гражданской войны. Он, конечно, менее масштабен, нежели «Геттисберг», но тоже достоин внимания.

«Дуэлянты»

Вы думаете Ридли Скотт снимает только подделки под историю вроде «Гладиатора», «Царства небесного» или «Робин Гуда»? Ничего подобного! В 1977 году он выпустил свой первый полнометражный фильм «Дуэлянты».

Причём снял его настолько хорошо, что ничего лучше с тех пор снять так и не смог.

Держащий в напряжении рассказ о вражде двух офицеров наполеоновской армии Феро и д’Юбера идёт с 1800 года и заканчивается уже после падения империи. Два лейтенанта проходят через все войны той великой эпохи, растут в чинах, но неизменно сталкиваются, чтобы вернуться к старой обиде, послужившей поводом для дуэли. В конце концов, дослужившись до генеральских чинов, они оказываются в совершенно разном статусе. Честный служака и аристократ д’Юбер сохраняет положение при режиме Реставрации, а яростный бонапартист и рубака Феро оказывается за решёткой.

Во время последней дуэли д’Юбер побеждает потерпевшего поражение на всех фронтах Феро и оставляет ему жизнь, которая теперь кажется генералу бессмысленной.

Помимо драмы, в фильме можно увидеть великолепную работу костюмеров и показанную во всех подробностях повседневную жизнь офицеров наполеоновской армии.

«Барри Линдон»

Ещё одно поражающее своим масштабом кино, на этот раз от прославленного Стэнли Кубрика. И снова это фильм‑эксперимент.

На этот раз режиссёр, известный своим перфекционизмом, решил попытаться показать на экране мир XVIII столетия точно таким, каким он выглядел для современников событий. Отсюда — потрясающее внимание к деталям.

Костюмы для фильма создавались как точные копии музейных экспонатов — там не увидишь фантастических одеяний, характерных для современного кино. Сцены переснимались по пятьдесят раз, а некоторые ключевые эпизоды насчитывают до сотни дублей.

Но главное достижение Кубрика заметит каждый зритель: в фильме в большинстве сцен использован только естественный свет или свет свечей.

Это создаёт совершенно необычную картину, похожую не на привычное кино, а скорее на живопись XVIII века.

Только первая серия «Барри Линдона» связана с военной историей. Там рассказывается о молодых годах ирландского авантюриста, который поставил перед собой задачу любой ценой войти в высший свет Англии. Свою карьеру он начинает, завербовавшись в британскую армию как раз в годы Семилетней войны, затем дезертирует, попадает на службу в к пруссакам, добивается внимания командиров подвигом на поле боя, после чего начинает стремительный путь наверх, превращаясь из храброго солдата в безнравственного манипулятора и тирана.

Без сомнения, если вы ищете самую достоверную «картинку», стоит посмотреть «Барри Линдона». И пусть вас не пугает его продолжительность и неспешный темп повествования.

«Адмирал Ушаков» и «Корабли штурмуют бастионы»

Было бы странно не упомянуть в числе лучших, пожалуй, самую выдающуюся батальную картину советского кинематографа — дилогию об адмирале Ушакове, созданную Михаилом Роммом, одним из лучших режиссёров той эпохи.

Кино было снято в уникальное время — послевоенный советский кинематограф как будто специализировался на масштабных исторических байопиках. Потом такой подход сильно ругали за «отрыв от народа», а историко-биографическое кино оказалось забыто.

Конечно же, сталинская эпоха наложила на фильм свой отпечаток: сейчас он выглядит несколько наивно, исторические персонажи порой слишком прямолинейны, а иногда даже шаржированы (особенно это касается врагов России). Но, несмотря на все недостатки, это, пожалуй, самый масштабный и красивый русский военно-исторический фильм ХХ века.

Где ещё можно увидеть столь эффектно поданную войну на море эпохи паруса?

С отлично поставленными массовыми сценами, большими макетами кораблей, битвами на море и на суше, штурмом крепостей и прочими отличиями военных кампаний екатерининского времени. И всё это снято в 1953 году, без цифровых спецэффектов и компьютерной графики.

В те времена отечественным кинематографом можно было гордиться — на экраны выходили настоящие шедевры.

«Кольберг»

Рассказывая о военно-историческом кино, невозможно не упомянуть немецкую батальную школу, сформировавшуюся ещё в 1930-е годы и создавшую немало фильмов, ставших эталонами военного жанра. Наряду с широко известными «Мюнхгаузеном» и «Великим королём» прежде всего стоит отметить совершенно шикарную для своего времени работу Файта Харлана — «Кольберг» 1945 года.

Фильм снимался буквально под бомбёжкой союзников и под аккомпанемент артиллерии наступающей Красной армии.

При этом на создание патриотического, поднимающего народный дух кино, ведомство Геббельса не жалело средств, так что даже самое тяжёлое положение на фронте не помешало немцам снять большой цветной фильм, который отлично выглядит и семьдесят пять лет спустя.

«Кольберг» рассказывает о знаменательном эпизоде наполеоновских войн, когда после полного поражения Пруссии крепость Кольберг под командованием майора фон Гнейзенау продолжала упрямо держать осаду французской армии.

Без сомнения, тема была выбрана не случайно: история обороны прусской крепости, которая храбро стояла в то время, когда казалось, что война проиграна и всё потеряно, должна была вселять уверенность в сердца немцев, что, несмотря на все поражения 1944 года, успех ещё возможен. Но победа досталась другим, а фильм «Кольберг» вышел слишком поздно и не успел сыграть свою пропагандистскую роль, оставшись выдающимся памятником военно-исторического кино.

Кстати, что касается немецких исторических фильмов военного времени вообще, то в них мы не встретим пропаганды, характерной для советского или американского кинематографа. В том же «Мюнхгаузене» Россия и русские показаны с большой симпатией, а в «Кольберге» нет никакой карикатурности в изображении французов.

«Пустыня Тартари»

Самый необычный и вместе с тем впечатляющий фильм в нашем списке. Он был снят в 1976 году итальянским режиссёром Валерио Дзурлини с абсолютно звёздным составом, включающим всех самых выдающихся европейских актёров тех лет.

По содержанию «Пустыня Тартари» — это скорее мистико-философская притча о том, как люди встречают приближение загадочной угрозы.

Но вместе с тем это и чисто военный фильм, в котором в мельчайших подробностях показана жизнь офицеров отдалённого гарнизона некой среднеевропейской страны на рубеже ХХ столетия.

В то время, когда старая Европа ещё не пала под ударами Первой мировой войны.

На экране — размеренное течение времени в заброшенной на границе пустыни крепости Бастиано, куда прибывает только что выпущенный из военного училища лейтенант Дрого. Недалеко от укреплений пролегает граница между двумя империями — той, что служит Дрого (её название никогда не называется, но по одежде и быту легко узнаётся Австро-Венгрия), и её могущественного северного соседа, нападения которого все очень опасаются.

Весьма неторопливое и очень красивое с точки зрения работы оператора и костюмера повествование разворачивается на протяжении более чем десяти лет. Некоторые сослуживцы Дрого умирают, он оказывается вовлечён во внутренние конфликты небольшого офицерского общества. В итоге главный герой оказывается в ситуации, когда вторжение всё-таки начинается, в то время как крепость и её маленький гарнизон не способны ничего сделать против орды завоевателей.

XVIII–XIX века куда ближе нашему времени, чем Средневековье, о котором мы рассказывалираньше. Наверное, благодаря этому в приведённом списке оказалось куда больше исторически достоверных картин. Если вы считаете, что какой-то фильм несправедливо не попал в нашу подборку, предлагайте его в комментариях.

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится