Висячие сады Вавилона, Эльдорадо и др: пять известных вещей, которых никогда на самом деле не существовало
480
просмотров
Вещи, которые, по убеждению большинства, существовали, а на самом деле — нет.

Висячие сады Вавилона

Висячие сады Вавилона, они же сады Семирамиды, — одно из семи чудес античного мира. Непонятно, кто составляет эти списки чудес, потому что местонахождение вавилонского дендрария до сих пор неизвестно.

Описание Висячих садов списал у астролога Бероса древнееврейский историк Иосиф Флавий.

«В этом дворце он возвел очень высокие стены, поддерживаемые каменными колоннами; и посадил то, что называлось свисающим раем, и пополнил его всевозможными деревьями, он придал виду точное сходство с горной страной. Это он сделал, чтобы порадовать свою царицу, потому что она воспитывалась в Мидии и любила горные виды» (Иосиф Флавий, описание висячих садов по сочинению Бероса о правлении Навуходоносора II).

А у Геродота о вавилонских райских кущах ни слова. Как и в других многочисленных источниках.

Предполагается, что семиярусный сад с дубами, тамарисками, грецким орехом, айвой, инжиром и другой плодоносящей экзотикой располагался в пустыне на территории современного Ирака. Однако археологи, не сумев докопаться (во всех смыслах) до истины, до сих пор спорят до хрипоты, были чудесные сады или нет.

В ходе этой бурной дискуссии родились три версии. Избавим тебя от мучительного заплыва в пучину истории, ты и так молодец, что взялся это читать. Дадим лишь краткую выжимку.

Первая: садов никогда не было, это лишь собирательный образ восточного сада. Вторая: сады были, но полностью уничтожены в I веке до нашей эры, а их жалкие руины покоятся к западу от реки Евфрат и никогда не будут обнаружены, так как вести там раскопки опасно. Третья утверждает, будто сады были, но в другом месте и назывались тоже по-другому. Да и построил их никакой не Навуходоносор, а вовсе даже другой царь с труднопроизносимым именем. Так что считай, что их и не было.

Экранизация сказки «Карлик Нос» середины 80-х

Вообще все, что касается несуществующих цитат, высказываний, песен, а то и целых фильмов, которые по загадочному стечению обстоятельств помнят тысячи людей, относят к «эффекту Манделы». Так называют ложную коллективную память. Пример эффекта Манделы — цитата Ельцина «Я устал, я ухожу», которую он никогда не произносил, а сказал вместо этого сдержанное: «Я ухожу в отставку. Я сделал все, что мог». А ты, небось, был уверен, что слышал своими ушами «Я устал».

Так вот, сюда же относится и мрачная экранизация сказки «Карлик Нос», которую якобы показали в середине 80-х и которая не похожа на ранние фильмы 1953, 1970 и 1978 годов. Тысячи людей клянутся, что видели этот фильм в детстве и что он произвел на них жуткое впечатление. На самом деле ни одной копии фильма так и не нашли.

95 тезисов, прибитых к дверям Виттенбергского собора

Жил-был в XVI веке немецкий богослов по имени Мартин Лютер. Личность во всех отношениях интересная: главный идеолог протестантского движения, борец с католической иерархией, преданный анафеме и время от времени ведший задушевные беседы с самим Сатаной.

Этот выдающийся человек написал 95 тезисов, общий смысл которых сводился с тому, что римский папа — мошенник, а церковь и священники имеют к Богу примерно такое же отношение, как диджеи к стоматологии. 31 октября 1517 года он, по легенде, вооружился гвоздями и молотком и в знак протеста приколотил эти тезисы к дверям Виттенбергского собора.

95 тезисов Мартина Лютера, вывешенные на двери собора в Виттенберге 31 октября 1517 года, гравюра швейцарской школы. XVI век. Париж, Национальная библиотека Франции

Вот тут мнения расходятся. Кто-то утверждает, что Лютер не стал портить церковную дверь и просто зачитал тезисы на пороге. Кто-то, например, историки Йенского университета, возражает, что еще как стал.

Мы нашли свежую жизнеспособную версию профессора Сент-Эндрюсского Университета, эксперта по Реформации Эндрю Петтегри, который пишет, что «дверь Замковой церкви была обычной доской объявлений. То, что рассматривается как акт неповиновения со стороны Лютера, на самом деле было заурядным жестом, чтобы обнародовать некую информацию. Он мог легко прикрепить к двери тезисы, не используя столь радикальную меру, как прибивание гвоздями».

Круглый стол короля Артура

На дворе VI век нашей эры.  Британия переживает темные времена: ее осаждают германские захватчики — саксы. Британский вождь Артур сражается с оккупантами, собственным мечом отправляя на тот свет тысячи саксов. В свободное от утомительных сражений время Артур и его рыцари пируют в замке Камелот, за круглым столом, где умещалось, по разным данным, 52, 150, 366 и даже 1600 рыцарей.

Этот самый стол веками спустя перекочевал из мира материального в мир символический. Рыцари круглого стола — это вымышленный рыцарский орден, где нет начальников. Равное положение сидящих за круглым столом помогает избежать споров о том, кто главнее.

Так вот, уже шесть веков ученые не могут точно ответить на вопрос, ходили ли на самом деле войска бриттов под знаменами некоего Артура, был ли круглый стол, был ли замок — или все это сплошная фантазия народа, бессильного дать отпор наглым саксам (в итоге германцы покорили Британию, отодвинув ее обратно к варварству).  Археологи надорвались искать стол, его вариаций — десятки, от полуторатонного дубового стола в Винчестерском замке вплоть до Стоунхенджа — дескать, там и были Камелот и круглый стол. Правда, все они бездоказательны, если не абсурдны.

Эльдорадо

Эль Дорадо переводится с испанского как «золотой». Мифическую страну в Южной Америке, где шагу нельзя ступить, чтобы не споткнуться о золотой слиток, выдумали европейские захватчики в XVI веке.

Озеро Гуатавита, Колумбия
Золотое скульптурное изображение жертвования золота в озеро Гуатавита, цивилизация Муиска, Колумбия, X–XVI вв.

Пока кладоискатели разыскивали Эльдорадо в глубинах континента, было сделано множество ценных географических открытий, но, увы, они обошлись в непомерно дорогую цену.

Колумбийский писатель Хуан Родригес Фрейле подытожил тщетные поиски в своей книге «Открытие и завоевание Новой Гранады»:

«И хотя правда, что капитаны, которые завоевали Перу и губернаторства Попаяна, и Венесуэлы, и этого Нового Королевства, всегда стремились к завоеванию Эльдорадо, что одно лишь его название воодушевляло испанцев на его завоевание, но так никогда и не смогли они его найти, хотя это стоило им многих жизней и больших затрат, и они даже не установили точное место, где бы оно находилось, несмотря на то, что были пройдены равнины, проплывая при этом [реки] Ориноко, Дарьен, реку Орельяна или Мараньон, и другие полноводные реки, и хотя на их берегах располагались большие поселения, так и не были найдены богатства, какие имеются в этом Новом Королевстве в его богатых [горных] рудниках. [Вот это и есть] подлинная причина, чтобы назвать его Эльдорадо».

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится