Одной из самых интригующих деталей одежды невесты в Древнем Риме была ее вуаль, которая являлась необходимой частью ее свадебного наряда. Этой вуалью, которую называли flammeum, покрывали голову невесты, но не ее лицо, как это принято в современных традициях, и, что примечательно, вуаль была достаточно большой, чтобы в нее можно было полностью завернуться, как в шаль. Какого цвета была flammeum, историки сегодня не знают, но они единодушны в том, какой цели служил этот предмет одежды.
Поскольку название близко к латинскому «фламме», что означает пламя, некоторые воспринимают это как намек на то, что вуаль древнеримской невесты могла быть красной. Но не все поддерживают эту теорию. Согласно другой теории, вуаль была желтого цвета. Римский автор Плиний Старший (23-79 г.г. н.э.) сравнивает огонь с цветом яичного желтка. Он также пишет: «Желтый цвет был самым ранним цветом, который высоко ценили, и который являлся исключительной привилегией женщин в их свадебных вуалях». Другой римский источник указывает, что вуали окрашивали лютеумным или лютеолиновым желтым красителем, который все еще используется сегодня в красках.
Каким бы ни был цвет, существует консенсус в отношении того, что вуаль должна была сделаnm невесту «подобной пламени свечи». Предполагалось, что это делали для отпугивания злых духов, которые могли бы помешать свадьбе. Хотя, на самом деле, сегодня уже невозможно быть полностью уверенным в его символизме (как-никак, прошли уже тысячи лет), но эту традицию с архаичными корнями принято считать «средством маскировки древнеримских невест от злых духов». Что любопытно, по словам некоторых древних источников, она была похожа на древнегреческую традицию.
К томе времени восходят и другие традиции, которых люди придерживаются сегодня. Например, подружки невесты, одетые в одинаковые платья в день свадьбы, - это практика, которая также восходит к временам Рима. Подружек невесты, как утверждается, 2 тысячи лет назад просили надеть платье, похожее на то, что было на невесте. Считалось, что в этом случае обеих ждёт удача.
Считалось, что одинаковые платья введут в заблуждение злых духов, которые, как считалось приходят на свадебную церемонию с целью навредить людям, вступающим в брак. Задумка заключалась в том, чтобы духи не узнали, кто же на самом деле является невестой в толпе женщин, одетых в одинаковые платья.
Многие историки считают, что у вуали были не только эстетические функции. Не исключено, что невесту закутывали в огромную вуаль, чтобы она не сбежала в день свадьбы (ведь браки по любви в то время случались нечасто). Другие элементы свадебных одеяний невесты (такие как набор украшений) скорее всего также должны были служить защитой от любого зла, способного навредить ей.
Под огромной вуалью невеста носила простое белое платье или tunica recta, которое было соткано традиционным способом. Обычно его ткали из шерсти, поскольку люди полагали, что это была «счастливая» ткань, которая защитит от сглаза. Пояс невесты из шерсти завязывали в сложный «геркулесов узел», который мог развязать только ее муж.
Многие из этих мер предосторожности считали необходимыми, поскольку люди полагали, что невеста «выходит в жестокий мир беззащитной». Уход из дома, где она родилась, означал отказ от защиты, предоставленной ей божествами, почитаемыми ее семьей. До того, как свадебная церемония завершалась, и она вступала в дом жениха, невеста находилась в «подвешенном состоянии», лишенная богов, которые могли бы обеспечить ей защиту во внешнем мире.
На самом деле, подобных традиций, которые дошли до нынешних дней из римской эпохи, существует немало. К примеру, свадебные торты и то, как гости на свадьбе разламывали буханку хлеба над головой невесты... Но это уже делали не для защиты от злых духов; это был обычай, который ассоциировался с плодородием невесты.