«Юпитер и Фетида»: обнаженный брутализм неоклассического шедевра от французского художника Жана Огюста Доминика Энгра
1,368
просмотров
Картина французского художника Жана Огюста Доминика Энгра под названием «Юпитер и Фетида» написанная в 1811 по праву считается одним из величайших неоклассических произведений искусства, объединив в себе мотивы древнегреческого эпоса, брутальность, эротизм и атмосферу далекой эпохи.

Но чем же примечателен это шедевр?

Картина погружена в традиции как классического, так и неоклассического искусства.

Впечатляет и грандиозный масштаб произведения 3,5 x 2,5 метра.

Само изображенное событие происходит на горе Олимп и в точности повторяет один из важнейших моментов «Илиады».

Энгр создает множество визуальных контрастов между богом и прекрасной нимфой.

Юпитер изображен лицом к зрителю со всеми атрибутами верховного владычества (трон среди облаков, скипетр и сидящий рядом орел), с широко расставленными ногами и распростертыми руками.

В то время как цвет одеяний и кожи повторяет мрамор у его ног лишь усиливая величие бога.

В отличие от этого, Фитида предстает очень чувственной и стоящей на коленях в мольбе к милости жестокого Бога, который держит в своих руках судьбу ее сына.

Своим художественным воплощением картина обязана первой песне «Илиады» Гомера, где рассказывается о том, как Фетида умоляла Зевса благополучно разрешить ссору своего сына с Агамемноном.

Правая рука нимфы спадает на бедро Юпитера с предложением всего, что пожелает Бог...

В то же время ее темно-зеленое платье акцентирует страх и дурное предчувствие, которое лишь усиливает голый пейзаж позади. Одежда нимфы изображена прямо у самых бедер и, кажется, вот-вот спадет.

Другой важнейшей точкой в понимании шедевра является левая рука Фетиды, которой она пытается погладить бороду грозного Бога.

В самой «Илиаде» говорится следующее:

«...обняв колена левой рукой, а правой подбрадия тихо касаясь...»

Примечательно, что столь брутальным видим Юпитер обязан своему легендарному предшественнику, одному из чудес Древнего мира – статуи Зевса в Олимпии (Зевс являлся римским аналогом греческого бога грома и молний Юпитера).

Несмотря на то, что оригинальная скульптура была уничтожена в V веке, сохранились ее многочисленные копии, которые и послужили источником вдохновения для автора картины.

На заднем плане изображена богиня Юнона (римский аналог греческой Геры), которая украдкой наблюдает за происходящим.

Написанная во времена правления Наполеона, картина четко следует патриархальному уклон той эпохи, символизируя мужскую власть и женское подчинение.

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится