Атлантида: исторический взгляд на эту легенду
554
просмотров
Споры о том, являлось ли существование Атлантиды реальностью или красивой легендой, не затихают уже много веков. По этому поводу выдвигалось немалое количество самых противоречивых теорий, но все они строились на сведениях, полученных из текстов древнегреческих авторов, ни один из которых лично не видел этого таинственного острова, а передавал лишь информацию, полученную из более ранних источников. Так насколько же она соответствует действительности и откуда она пришла в современный мир?

Остров, канувший в морскую бездну

Прежде всего уточним, что под словом «Атлантида» принято понимать некий фантастический (поскольку нет прямых доказательств его существования) остров, находившийся в Атлантическом океане. Точное же его местонахождение неизвестно. Согласно наиболее популярной легенде, Атлантида помещалась где-то недалеко от северо-западного побережья Африки, окаймленного цепью Атласских гор, и вблизи Геркулесовых столбов, обрамлявших вход в Гибралтарский пролив.

Туда ее поместил в своих диалогах (произведениях, написанных в форме беседы исторических или вымышленных лиц) знаменитый древнегреческий философ Платон. На основе его трудов впоследствии и родилась весьма популярная легенда об Атлантиде. В ней говорится, что примерно в 9500 году до н. э. в указанном выше районе произошло страшное землетрясение, в результате которого остров навсегда погрузился в пучину океана.

В тот день погибла древняя и высокоразвитая цивилизация, созданная островитянами, которых Платон именует «атлантами». Следует сразу заметить, что ввиду схожих названий их порой ошибочно отождествляют с персонажами древнегреческой мифологии – могучими титанами, держащими на своих плечах небесный свод. Эта ошибка настолько распространена, что при виде скульптур работы выдающегося русского ваятеля А. И. Теребенева (фото см. ниже), украшающих портик Нового Эрмитажа в Санкт-Петербурге, у многих возникает ассоциация с героями, канувшими когда-то вглубь морей.

Загадка, волнующая умы людей

В период Средневековья труды Платона, а также большинства других античных историков и философов были преданы забвению, но уже в XIV-XVI вв., получивших название эпохи Возрождения, интерес к ним, а вместе с тем и к Атлантиде и легенде, связанной с ее существованием, стремительно возрос. Не ослабевает он и по сей день, порождая жаркие научные дискуссии. Учеными всего мира предпринимаются попытки обнаружить реальные доказательства событий, описанных Платоном и рядом его последователей, и дать ответ на вопрос о том, что же на самом деле представляла собой Атлантида – легенду или действительность?

Остров, населенный людьми, создавшими высочайшую, по тем временам, цивилизацию, и поглощенный затем океаном представляет собой загадку, волнующую умы людей и побуждающую их искать ответы за пределами реального мира. Известно, что еще в Древней Греции легенда об Атлантиде дала толчок многим мистическим учениям, а в современной истории она вдохновила мыслителей теософского направления. Наиболее известными из них являются Е. П. Блаватская и А. П. Синнетт. Не остались в стороне и авторы разного рода околонаучных и просто фантастических произведений различного жанра, также обращавшихся к образу Атлантиды.

Откуда взялась легенда?

Но вернемся к сочинениям Платона, поскольку именно они являются тем первоисточником, который возбудил многовековые споры и дискуссии. Как уже говорилось выше, упоминание об Атлантиде содержится в двух его диалогах, носящих название «Тимей» и «Критий». Оба они посвящены вопросу государственного устройства и ведутся от лица его современников: афинского политического деятеля Крития, а также двух философов – Сократа и Тимея. Сразу отметим, что Платон делает оговорку, будто первоисточником всех сведений об Атлантиде является рассказ древнеегипетских жрецов, который в устной форме передавался из поколения в поколение и, наконец, дошел до него.

Беды, постигшие атлантов

В первом из диалогов приводится сообщение Крития о войне между Афинами и Атлантидой. По его словам, остров, с армией которого пришлось столкнуться его соотечественникам, был настолько велик, что своими размерами превосходил всю Азию, что дает основание с полным правом называть его материком. Что же касается образованного на нем государства, то оно поражало всех своим величием и, являясь необычайно могущественным, покорило Ливию, а также значительную территорию Европы, простиравшуюся вплоть до Тиррении (Западной Италии).

В 9500 году до н. э. атланты, желая покорить Афины, обрушили на них всю мощь своей прежде непобедимой армии, но, несмотря на явный перевес сил, не смогли добиться успеха. Афиняне отразили нашествие и, разгромив врага, вернули свободу народам, находившимся до той поры в рабстве у островитян. Однако на этом беды не отступили от благополучной и некогда процветавшей Атлантиды. Легенда, а точнее, рассказ Крития, положенный в ее основу, повествует далее о страшной природной катастрофе, полностью уничтожившей остров и заставившей его погрузиться в океанские глубины. Буквально в течение суток разбушевавшаяся стихия стерла с лица земли огромный континент и положила конец созданной на нем высокоразвитой культуре.

Коммуна афинских правителей

Продолжением этого рассказа является второй дошедший до нас диалог, получивший название «Критий». В нем все тот же афинский политик более подробно повествует о двух великих государствах древности, армии которых сошлись на поле брани незадолго до рокового наводнения. Афины, по его словам, представляли собой высокоразвитое и столь угодное богам государство, что, если верить легенде, конец Атлантиды был предрешен.

Весьма примечательно описание системы правления, которое было в нем устроено. По свидетельству Крития, на Акрополе – холме, и поныне возвышающемся в центре греческой столицы – помещалась некая коммуна, отчасти напоминающая те, которые рисовали в своем воображении родоначальники коммунистического движения. Все в ней было поровну и всего хватало с избытком. Вот только населена она была не простыми людьми, а правителями и воинами, которые обеспечивали поддержание в стране угодного им порядка. Трудовым же массам позволялось лишь благоговейно взирать на их сияющие высоты и выполнять спускаемые оттуда предначертания.

Надменные потомки Посейдона

В том же трактате скромным и добродетельным афинянам автор противопоставлял высокогордых атлантов. Их родоначальником, как явствует из сочинения Платона, был сам бог морей Посейдон. Однажды, став свидетелем того, как земная девушка по имени Клейто нежила в волнах свое юное тело, он воспылал страстью и, вызвав в ней ответные чувства, стал отцом десяти сыновей – полубогов-полулюдей.

Старший из них, по имени Атлант, был поставлен управлять островом, разделенным на девять частей, каждая из которых находилась под началом одного из его братьев. В дальнейшем его имя унаследовал не только остров, но даже и океан, на котором он находился. Все его братья стали родоначальниками династий, в течение многих веков живших и правивших на этой благодатной земле. Именно так описывается в легенде рождение Атлантиды как могучего и суверенного государства.

Остров изобилия и богатства

В своем сочинении Платон приводит также известные ему размеры этого легендарного острова-материка. По его словам, в длину он достигал 540 км, а в ширину был не менее 360 км. Наивысшей точкой этой обширной территории являлся холм, высоту которого автор не уточняет, но пишет, что располагался он примерно в 9-10 км от берега моря.

Именно на нем был построен дворец правителя, который еще сам Посейдон окружил тремя сухопутными и двумя водными оборонительными кольцами. Позднее его потомки-атланты перебросили через них мосты и прорыли дополнительные каналы, по которым корабли могли беспрепятственно подходить к причалам, расположенным у самых стен дворца. Они же возвели на центральном холме множество храмов, богато отделанных золотом и украшенных статуями небожителей и земных владык Атлантиды.

Мифы и легенды, рожденные на основе сочинений Платона, полны описаний сокровищ, которыми владели потомки морского бога, а также богатства природы и плодородия острова. В диалогах древнегреческого философа упоминается, в частности, о том, что, несмотря на густонаселенность Атлантиды, на ее территории весьма привольно жилось диким животным, среди которых встречались даже еще не прирученные и не одомашненные слоны. В то же время Платон не оставляет без внимания и многие негативные стороны жизни островитян, вызвавшие гнев богов и послужившие причиной катастрофы.

Конец Атлантиды и начало легенды

Мир и благоденствие, царившие на нем многие века, рухнули в одночасье по вине самих же атлантов. Автор пишет, что до той поры, пока жители острова ставили добродетель выше богатств и почестей, небожители были к ним благосклонны, но отвернулись от них, как только блеск золота затмил в их глазах духовные ценности. Взирая на то, как люди, утратившие божественную сущность, переполнились гордыней, алчностью и злобой, Зевс не пожелал сдерживать свой гнев и, собрав прочих богов, предоставил им право вынести свой приговор. На этом рукопись древнегреческого философа обрывается, но, судя по той катастрофе, которая обрушилась вскоре на злочестивых гордецов, их сочли недостойными милосердия, что и привело в итоге к столь печальному исходу.

Легенды Атлантиды (или сведения о реально произошедших событиях – это осталось неизвестно) привлекали внимание многих древнегреческих историков и писателей. В частности, афинянин Гелланик, живший в V веке до н. э., также описывает в одном из своих сочинений этот остров, называя, впрочем, его несколько иначе – Атлантиадой – и не упоминая о его гибели. Однако современные исследователи по ряду причин считают, что его рассказ имеет отношение не к погибшей Атлантиде, а к благополучно пережившему века Криту, в истории которого также фигурирует морской бог Посейдон, зачавший сына от земной девы.

Любопытно, что название «атланты» применялось древнегреческими и римскими авторами не только к островитянам, но и к жителям континентальной Африки. В частности, Геродот, Плиний Младший, а также не менее известный историк Диодор Сицилийский так именуют некое племя, обитавшее в Атласских горах недалеко от побережья океана. Эти африканские атланты были весьма воинственны и, находясь на низкой ступени развития, вели постоянные войны с иноплеменниками, среди которых оказались и легендарные амазонки.

В итоге они были полностью истреблены своими соседями троглодитами, которые хоть и находились в полуживотном состоянии, но все же сумели одержать победу. Есть мнение, будто Аристотель по этому поводу сказал, что не военный перевес дикарей привел к гибели племени атлантов, а сам творец мира Зевс погубил их за совершенные беззакония.

Плод фантазии, переживший века

Отношение современных исследователей к сведениям, изложенным в диалогах Платона и в сочинениях ряда других авторов, крайне скептическое. Большинство из них считают Атлантиду легендой, не имеющей под собой никакого реального обоснования. Их позиция объясняется прежде всего тем, что на протяжении многих столетий не было обнаружено никаких материальных подтверждений ее существования. Это действительно так. Полностью отсутствуют археологические данные о существовании в конце ледникового периода, а также ближайших к нему тысячелетий столь развитой цивилизации в Западной Африке или Греции.

Вызывает недоумение и тот факт, что история, якобы поведанная миру древнегреческими жрецами и дошедшая затем до Платона в устном пересказе, не нашла своего отражения ни в одном из письменных памятников, обнаруженных на берегах Нила. Это невольно наводит на мысль о том, что древнегреческий философ сам сочинил трагическую историю Атлантиды.

Начало легенды он вполне мог позаимствовать из богатой отечественной мифологии, в которой боги нередко становились основателями целых народов и континентов. Что же касается трагической развязки сюжета, то она была ему необходима. Выдуманный остров следовало уничтожить для придания истории внешнего правдоподобия. В противном случае как бы он мог объяснить современникам (и, разумеется, потомкам) отсутствие следов его существования.

Исследователи античности обращают внимание и на тот факт, что рассказывая о таинственном континенте, расположенном вблизи западного побережья Африки, и о его жителях, автор приводит исключительно греческие имена и географические названия. Это весьма странно и наводит на мысль о том, что он сам их придумал.

Трагическая ошибка

В завершение статьи приведем несколько весьма занятных утверждений, с которыми выступают в наши дни рьяные сторонники историчности существования Атлантиды. Как уже говорилось выше, сегодня ее подняли на щит многие сторонники оккультных течений и разного рода мистики, не желающие считаться с абсурдностью собственных теорий. Не уступают им и псевдоученые, пытающиеся выдать свои измышления за якобы сделанные ими открытия.

Например, за последние годы на страницах печати, а также в интернете не раз появлялись статьи о том, что атланты (существование которых авторы не подвергали сомнению) достигли столь высокого прогресса, что вели широкую исследовательскую деятельность в области ядерной физики. Даже бесследное исчезновение самого континента объясняется трагедией, произошедшей в результате неудачно проведенного ими ядерного испытания.

Ваша реакция?