В европейской интеллектуальной традиции первым удачливым собирателем и комментатором этого знания считается Пифагор(V век до нашей эры). Например Климент Александрийский, один из крупнейших христианских авторов III века, пишет: Пифагор был слушателем галатов и браминов. Таким образом, философия, наука весьма полезная, процветала в древности среди варваров, излучая свой свет на народы, и позже она пришла к эллинам. Первыми в ее рядах были пророки египтян и халдей ассирийцев, друиды галатов и семанеи бактрийцев, и философы кельтов, и маги персов”. — Из это ряда первообладателей священного и философского знания, рассмотрим друидов.
И так, у Климента упомянуты некие друиды галаты, а галатами греки называли восточных кельтов, вернее три кельтских племени пришедших в греческую Фракию в 281 году до нашей эры. В последствие эти племена образовали свое государство Галатию, в центральной Анатолии современной Турции. Вообще, с конца V века до нашей эры кельты захватили весьма обширные регионы: Багемию и Галлию, Англию и Ирландию, Северную Италию и Средний Дунай. Этот крупнейший варварский народ практически и создал первую европейскую цивилизацию.
Французский философ и историк Анри Берр (1863-1954) называет кельтов факелоносцеми Европы, в том смысле, что они были двигателями прогресса, той будущей Европы. Так вот, друиды были интеллектуальной и религиозной элитой кельтов, этого великого народа. Это была могущественная жреческая корпорация, практически орден избранных хранителей особого знания и учения.
Античные авторы начиная с Цезаря и Поседония ( II — I века до нашей эры), оставили нам обширные свидетельства о нравах и обычаях кельтов, а также и о друидах в том числе. Но практически все греческие, римские источники упоминают о существование этих кельтских жрецов исключительно в Галлии, доримского и римского периода и практически ничего не говорят о них в других кельтских регионах — на Иберийском полуострове, в Италии, на Дунае, в Малой Азии. Так что странным кажется, что Климент Александрийский говорит именно о друидах галатах, практически в одном ряду с некими философами кельтов.
Но попробуем разобраться со всем, что мы знаем о друидах по порядку... Самые авторитетные свидетельства о них принадлежат Юлию Цезарю, проведшему в Галлии среди кельтов в общей сложности десять лет своей жизни. В своих галльских войнах он пишет: «существуют только два класса людей, которые пользуются известным значением и почетом — это друиды и всадники. Друиды принимают деятельное участие в делах богопочитания, наблюдают за правильностью общественных жертвоприношений, истолковывают все вопросы, относящиеся к религии.»
И вот еще одно ценное свидетельство, греческого ритора и философа I века Диона Хрисостома: «И без них(то есть без друидов) не было позволено царям ни делать что-нибудь, ни принимать какие-нибудь решения, так что в действительности они управляли, цари же, сидевшие на золотых тронах и роскошно пировавшие в больших дворцах, становились помощниками и исполнителями воли их»
Чему же были обязана друиды своим исключительным влиянием и особым статусом в обществе? Прежде всего своему знанию и своему учению. Отличительной чертой их доктрины, так изумлявшее воображение греков и римлян своей убедительностью — была вера в бессмертие. При этом друиды не разделяли идею о реинкарнации, то есть перевоплощение души. И в этом их коренное отличие от пифагорейцев, с которым постоянно связывало друидов античная мысль.
Потустороннюю жизнь друиды представляли себе как счастливое продолжение жизни земной, где то на дальних окраинах земли или на островах далеких за океаном. Смерть — «это середина долгой жизни» — вот суть тайной доктрины друидов в устах Лукиана Самосатского(II век нашей эры). И большего мы сказать практически не можем, по одной простой причине — не знаем. Дело в том, что основные положения учения друидов, записывать запрещалось. Цезарь объясняет этот запрет так: «Мне кажется, такой порядок у них заведен по двум причинам; друиды не желают, чтоб их учение делалось общедоступным и чтобы их воспитанники, слишком полагаясь на запись, обращали меньше внимания на укрепление памяти».
По всей видимости, друиды исчезли в Европе после I века нашей эры, согласно некоторым источникам, отдельные следы их присутствия сохраняются в Ирландии до XII века. В 1781 году в Великобритании был учрежден древний орден друидов, а XX век принес с собой настоящий рассвет «неодруизма», прежде всего в Великобритании и США. Ностальгия по утраченному священному знанию, с лихвой компенсируется богатством человеческой фантазии. Только вот адекватна ли это замена?