В начале II в. н. э. при Траяне Римская империя достигла максимальных размеров. Этот статус одной из самых могучих империй в истории и ее безопасность обеспечивали легионы, главной силой которых были пехотинцы. Прежде чем оказаться в строю и начать творить историю, новобранец проходил тяжелый курс тренировок, превращаясь в лучшего бойца древности. И как раз о системе подготовки легионеров периода расцвета империи (I-II вв. н. э.) мы знаем довольно много, так как внимание этому уделялось немалое. Самый знаменитый римский военный трактат «Краткое изложение военного дела» (Вегеций) начинается со слов: «Обычно во всяком сражении доставляют победу не столько численность и необученная доблесть, сколько искусство и упражнение». В период ранней империи армия стала полностью профессиональной — от рядовых до легатов. 25-летний срок службы, во время которого солдаты не только участвовали в величайшей экспансии, но и постоянно тренировались, позволял достичь вершин освоения воинского ремесла.
Иди, строй, сражайся
В то время сельская местность давала большую часть новобранцев (в среднем 20-летних), выносливых и привыкших к тяжелому физическому труду. Такие рекруты лучше соответствовали ритму жизни и требованиям к подготовке легионера. В течение 4-х месяцев новобранца тренировали до изнурения, выдержавших включали в легион. Начинали с военного шага — на марше и в сражении сохранение строя жизненно важно для легионной маневренной манипулярной тактики. Требовалось уметь пройти 29 км за 5 часов, ускоренным шагом — 35 км, и при этом нести на себе снаряжение весом около 20 кг. В реальных, а не учебных условиях вес значительно увеличивался (до 40 кг), при необходимости на себе таскали все, включая еду на несколько дней, посуду, шанцевый инструмент и пр. Медлительного новобранца мотивировали палками младшие офицеры и наставники из числа оставшихся служить сверх срока. Слабых сажали на ячменную диету — набравшие на добротном злаке вес подтягивались до нужного уровня.
Не всякий осилит норму марша римских легионеров — 35 км за 5 часов
Научившись маршу, новобранцы переходили к отработке выполняемых по команде маневров и различных построений, в том числе знаменитой «черепахи» (testudo). Даже обученные легионеры регулярно тренировались и совершали марши, сохраняя себя в тонусе. Легионеров обучали бегу, верховой езде, если позволяли условия — плаванию.
Когда новобранцы физически крепли, приступали к упражнениям с оружием. Для обучения фехтованию и другим особым навыкам, например, строительству лагеря, использовались не только офицеры и старшие товарищи, но и особые специалисты — мастера своего дела. Использовалось деревянное оружие, по весу вдвое больше настоящего. Приемы отрабатывались на деревянных столбах. Такие тренировки под присмотром инструкторов могли проводиться дважды в день, акцент делался на необходимых в строю приемах: укрыться щитом, нанести колющий удар мечом, метнуть дротик или пилум (тяжелое метательное копье). Давали и навыки стрельбы из лука и метания из пращи. Обучали и бою один на один с противником — даже в одиночестве римский солдат должен превосходить варвара. Упражнения с оружием были нацелены на превращение солдата в универсального бойца.
Некоторые императоры Рима тренировались вместе с легионерами
По завершении изнурительного марша легионер должен был уметь разбить лагерь — непременно с частоколом, рвом и валом (один из римских военных специалистов Псевдо-Гигин настаивал, что «ради блага дисциплины» это надо делать даже на своей территории). Навыки строительства легионеров постоянно использовались и для возведения куда более сложных, чем военный лагерь — храмов, театров, дорог.
Disciplina и virtus
«Своими военными упражнениями римляне готовят не только крепкие тела, но и сильные души», — писал Иосиф Флавий. Помимо физическим упражнений, в обучение включалось и военное воспитание. В системе воинских традиций одной из самых важных было почитание дисциплины — строгого подчинения командиру. Отклонение от этой древней нормы могло наказываться очень сурово. Пожалуй, самый знаменитый эпизод римской истории, касающийся значения дисциплины, произошел в 340 г. до н. э. Сын консула Тита Манлия вступил в бой без приказа командующего, и, хотя и разил вражеский отряд, был осужден отцом на смертную казнь в назидание остальным и вопреки мольбам воинов. О важности дисциплины свидетельствует и то, что, как и некоторым другим абстрактным понятиям (фортуна, честь), дисциплине поклонялись как божеству. Посвященные ей алтари устанавливались в военных лагерях. Но это понятие включало в себя не только послушание, но и еще один не менее важный элемент — понимание необходимости подчинения. Солдат — не слепой исполнитель, лат. слово disciplina обозначает еще и «обучение». Следовать идее дисциплины было такой же частью профессиональных обязанностей легионера, как и владеть мечом.
За нарушение дисциплины римский консул мог казнить даже сына
Еще одним важным элементом военной ментальности легионеров является virtus — личная доблесть, мужественность. Поддержание должного уровня индивидуальной доблести было столь важно, что некоторые императоры лично занимались с легионерами военными упражнениями и разделяли все тяготы маршей, возбуждая в них «пыл подражания». Например, Траян, «отличаясь от других только силой и отвагой, в свободных состязаниях то сам метал копье на большое расстояние, то принимал на себя пущенное другими… радуясь всякий раз, как в его шлем или панцирь приходился более сильный удар…». В бою за такого императора, проявлявшего virtus, легионеры и сами стремились показать себя с лучшей стороны и были стойкими перед лицом сильных врагов. Преемники Траяна — Адриан, Александр Север, Максимин Фракиец — тоже активно занимались военной подготовкой.
Древние римляне поклонялись Дисциплине как божеству
Эти важнейшие принципы оставались основой боеспособности римских легионов. Об их значении писал тот же Вегеций, живший в конце IV века: «Мы видим, что римский народ подчинил себе всю вселенную только благодаря военным упражнениям, благодаря искусству хорошо устраивать лагерь и своей военной выучке». Действительно, эти качества позволяли римлянам веками оставаться непобедимыми (могли проигрывать сражения, но не войны). Не было армии сильнее, и империя стояла, пока не победила себя сама.