Печальная история живописца Алексея Егорова, который попал в опалу царя и был изгнан из стен Академии
629
просмотров
Если верить легенде его происхождения, мальчика нашли казаки в калмыцкой степи, привезли в Москву и устроили в Воспитательный дом, недавно построенный и курируемый самой императрицей. В метриках записали дату рождения - 1776 год. И вряд ли тогда кто-то мог предположить, что вся его жизнь будет связана с Петербургской Академией Художеств, а у современники будут называть его "русским Рафаэлем".

Академия

Академия Учитель Егорова Угрюмов Григорий Иванович.

Художник Алексей Егоров с шести лет учился в Академии художеств. Уже в раннем детстве он проявил талант искусного графика. Вместе со своим учителем Угрюмовым они подолгу трудились над рисунками с античной натуры. Алексей частенько превосходил Григория Ивановича.

Эскиз «Колесница».

С 1798 года Егоров преподавал рисование в той же Академии. Считал строгий рисунок основой мастерства. Он умел не только передать, но и поставить сложную композицию. Ему были свойственны четкость, разнообразие комбинаций, колоритность, эстетика.

Римские «каникулы»

Римские «каникулы» Эскиз «Агарь в пустыне».

В 1803 году Егоров и его товарищи Шебуев, Демут-Малиновский, Дудин были направлены для обмена опытом в Италию. Вскоре такие командировки стали традицией для Русской школы. О римских деяниях Алексея Егоровича рассказали его друзья. Первое, что он сделал: нарисовал фигуру в натурном классе в таком труднейшем ракурсе, что сразу приобрел репутацию большого мастера.

Однажды он поспорил с итальянцем о способности русского художника изобразить фигуру человека в полный рост. Взяв в руки уголь наш рисовальщик начал движение с большого пальца левой ноги. Не отходя от стены он изобразил очертания человека полностью со всеми мускулами и без ошибок.

Эскиз «Апостолы Пётр и Павел».

Среди итальянских художников эскизы Егорова пользовались большой популярностью. Стоимость одного рисунка для ценителей искусства определялась по количеству золотых монет, помещавшихся на его поверхности. Егоров был атлетически сильный, образованный и общительный молодой человек.

Алексей Егорович пел и играл на гитаре. В Риме его знали и любили все до последнего попрошайки. Сам Папа Пий VII называл его великим и предлагал остаться в Ватикане. В 1806 году группа товарищей вынуждена была покинуть Италию. Добирались по военным дорогам очень долго, в Россию вернулись только летом 1807 года. В сентябре Егоров снова преподавал рисунок, уже в должности академика.

Наставник

Наставник «Богоматерь с младенцем Христом и Иоанном Крестителем».

От учеников Алексей Егорович требовал досконального знания анатомии и античных образцов. Если тело натурщика было не идеальным, он предлагал на рисунке облагородить детали, но без копирования с антики. Кроме того, он считал, что рисовать может научиться каждый, сравнивал искусство академической графики с математикой.

Егоров мог по памяти воспроизвести любую классическую статую и в своих работах всегда был верен точности, передавал корректно мышцы и кости. Профессор Буяльский водил своих студентов в Эрмитаж изучать анатомию, искать ошибки художников. Егорова он отличал как единственного автора, пишущего безошибочно.

Живопись

Живопись Фрагмент картины «Истязание Спасителя».

Основные темы живописных картин художника: масштабные полотна и складни на библейский сюжет, портреты великосветских особ. Жизненные работы Егорова были небольшого формата, но зато написаны от души. А вот церковные композиции и лица скорее, отдают холодом. У Алексея Егоровича всегда было много заказов, его не обделяли славой и титулами, он помогал молодым художникам и был любим учениками, которые ждали его возле дома перед занятиями и сопровождали до классов.

Опала

Опала Фрагмент картины «Явление Христа Марии Магдалине».

Так продолжалось до тех пор, пока до искусства не добрался Николай I, прозванный в народе Палкиным. На седьмой год правления царь решил провести рейд по галереям. Сам он считал себя экспертом в искусстве и мнение советников спрашивал только за тем, чтобы остаться при своем. Ему не понравились художники, любимые его батюшкой.

Так целый ряд картин оказался на аукционе, в том числе и работы Егорова. Пожилого художника уволили из Академии, объявив его «неспособным к преподаванию». Картины сняли в Эрмитаже и Царском селе. Некоторые современники вину за увольнение академиков кладут на плечи руководителя Академии Оленина.

Фрагмент картины «Симеон Богоприимец».

На самом деле, последний предложил сделать царю подарок в виде награждения Аракчеева, как близкого к императору человека титулом Академии. Но Егоров его остановил, пошутив, по поводу кучера, который императору ближе. Художник был вынужден переехать из шикарных апартаментов в жилище поскромнее, лишился каких-то крупных заказов.

Так он и прожил оставшиеся 20 лет забытый властью, но не бросивший карандаш до последнего дня. Молодые художники и старые ученики не забывали Егорова, приходили советоваться, послушать рассказы, получить напутственное слово перед поездкой в Италию. Егоров умер в 1851 году. До сих пор считается, что его уровня мастерства в изображении человеческого тела не достиг никто.

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится