Итальянский живописец Караваджо заметно отличается от мастеров-современников мрачностью и порой жуткой реалистичностью своих работ, а характерной чертой манеры его письма была техника «кьяроскуро», представляющая из себя резкий контраст света и тени. Картина «Спящий амур», написанная в начале XVII века, не входит в список самых знаменитых работ художника, но это не мешает ей подогревать интерес к себе у людей, что впервые с ней знакомятся. Образ купидона, изображенного на картине, приковывает взгляд своей неординарностью: его вид совершенно расходится с привычным обывателю представлением об этом маленьком боге любви.
Центральной фигурой на полотне является амур, традиционно имеющий вид маленького мальчика, ребенка. Он спит, левая его рука не отпускает стрелы и лук, правая расслаблено лежит на его животе; с обеих сторон, сквозь мрак виднеются крылья. Все остальное пространство погружено в кромешную темноту: ничего более не видно. Тело мальчика, благодаря падающему на него свету, выдается из тьмы вперед.
Лицо амура, погруженного в сон, выглядит встревоженно – кажется, что ему снится недобрый сон. Тело его выглядит нездорово, оно покрыто глубокими тенями, что создает впечатление дряблой и немного сероватой кожи, живот его по-детски вздут. Таким ли мы привыкли видеть образ купидона? В работах эпохи Возрождения он обычно изображается светловолосым жизнерадостным мальчуганом: если он одет, то одежды его либо белы, либо выглядят ярко и броско; в композиции зачастую присутствуют бутоны цветов, а сами картины выполнены в светлых тонах. Существует довольно интересная и исследованная теория о том, что Караваджо рисовал своего амура с трупа ребенка в одном из медицинских учреждений того времени. Каковы причины столь иного воплощения этого романтического образа в работе мастера? Почему картина выглядит не просто темной, но и отчасти трагичной и от нее веет атмосферой повисшей безнадежности?
Не стоит сводить ответ на эти вопросы исключительно к манере письма художника, которая, впрочем, безусловно, внесла свою лепту в подобное художественное решение. Дело здесь и в другом – в истории создания картины, в ее символизме.
Данную работу у Караваджо заказал один из рыцарей мальтийского ордена, к которому вскоре стал принадлежать и сам художник. Как выяснилось в конце XX века, изначально на картине присутствовали и другие предметы, а также животные, но после все это было решительно покрыто черной краской. Из этого можно сделать вывод о том, что Караваджо изменил первоначальную задумку своего полотна и сосредоточился на новой идее. Как известно, вступая в ряды рыцарей, человек должен дать обет безбрачия и, возможно, именно это художник решил столь наглядно воплотить в своей работе. Сам по себе сон истолковывается как символ отрешенности от чувственности, привычной обывателю, но центральный персонаж картины – это амур, бог любви, тем самым, образ отказа от человеческого влечения и страстей возводится художником в высшую его точку. Амур, что связывает людские судьбы любовью, здесь не просто отдыхает, он чем-то обеспокоен даже, придавшись сну.
Караваджо любил задавать мифологическим темам и персонажам бытовой контекст, рассматривать на их примере явления повседневности. Так и этой своей работой он сумел точно и символично описать освобождение человека от своей чувственной природы, использовав в качестве главного объекта амура, олицетворение этой самой чувственности и желания. Темные и пугающие тона низводят божество до уровня человека; картина по-прежнему притягивает взгляд и не вызывает отторжения, ведь на первый взгляд, на ней изображен всего-навсего спящий ребенок.