Быть моделью художника: секреты сложной профессии
806
просмотров
Ценителям прекрасной живописи всегда импонировали изображенные на картинах прекрасные натуры. А художникам позировали прекрасные натурщицы. Нескромное желание заглянуть за кулисы творческого процесса и узнать о тайнах взаимоотношений творцов и моделей вполне нормально! Интересно ведь, как пишется обнажённая натура…

О них знает весь мир. В высокой поэзии их называют музами, вдохновляющими художников. А в реальной жизни некоторые считают этих персон сродни стриптизёршам и путанам. Но кто же они на самом деле — эти загадочные натурщицы? Что представляет собой их работа? И каковы действительные взаимоотношения между художником и его моделью?

Натурщицы, о которых знает весь мир

Он называл её старухой, но это была его первая любовь. Пикассо и Фернандa Оливье — его муза и любовница. Они жили так бедно, что воровали еду у соседей. Однако переменчивый Пикассо в конце концов сбежал от своей пылкой музы, после чего она быстро нашла ему замену. Умерла Фернанда Оливье в 1966 году в полной нищете.

Сюзанна Валадон была моделью многих художников, в том числе и Дега, и заботилась о творце до конца его дней. Сын натурщицы стал легендарным художником, и при этом дебоширом и неизлечимым алкоголиком. Что ж, ведь и сама Сюзанна бросила мужа и комфортную жизнь ради посредственного художника младше её на 18 лет! И страсти продолжали бушевать: их называли «проклятой троицей», а споры об искусстве доходили до диких драк с бросанием утюгов.

Алиса Прен (Кики) — первая модель мира, гадалка, алкоголичка и наркоманка.

Алиса Прен по прозвищу Кики с 16 лет позировала самым знаменитым художникам мира — Модильяни, Дерену, Пикассо. Эта утончённая красавица слыла первой моделью мира. Но закончила Кики плохо. После Второй Мировой её встречали одурманенную наркотиками и алкоголем, еле передвигающую ноги. В конце жизни Алиса (так и хочется сказать — «в стране чудес») зарабатывала… гаданием (Алиса, карты!) и умерла в пятьдесят.

Что ж, пока, кажется, все подтверждает начальный тезис о том, что натурщицы — это легкомысленные особы, которые стремятся к красивой и беззаботной жизни. Они плывут по течению, нередко — спиваются и катятся по наклонной.

Но не все шаблоны верны, и далеко не все натурщицы становятся любовницами художников или ведут порочный образ жизни. Более того — не все художники склоняют свою музу к плотским утехам, и такие случаи — скорее, исключение из правила.

Дивный образ: кто ты - муза, любовница, путана?

Дивный образ: кто ты - муза, любовница, путана? Художники пишут с натуры. Калифорния, 1959 г.

Представьте себе вагон людей, и среди них одна дама — совершенно голая! Вы бы подумали, что это абсурд? А ведь именно так часто работают натурщицы. Раздеваются перед целым потоком студентов, которые рисуют обнажённую модель. Какая при этом обстановка? Все роняют карандаши, тяжело дышат и взволнованы? Ничуть не бывало, атмосфера совершенно естественная, настрой — рабочий! Дело-то — рядовое.

Каждый ученик художественной школы в процессе обучения рисует «обнажёнку» или, строго говоря, «обнажённую натуру».

Американский художник Роберт Раушенберг (1925−2008) и его натурщица, 1951 год

Вот как описывает процесс работы с натурщицей один из художников:

«Нам было по 16−17, а перед нами — обнажённая двадцатилетняя красавица, которую нужно часа два пристально разглядывать, изучая для рисунка каждый сантиметр её тела. Девчонки из класса посмеиваются над нами — видят, что не можем сосредоточиться — мы же нормальные парни. Но уже на первом занятии я заметил одну закономерность. Ты видишь её, но видишь и белый лист перед cобой. И тебе нужно его заполнить изображением. Скоро вернётся преподаватель, а у тебя ещё ничего не готово и ничего не получается. Фигура выходит или слишком сдвинутой к краю листа, или чересчур крупной. Похоже, что преподаватель разнесёт набросок в пух и прах, а это грозит вылетом из художественной школы. И снова начинаешь всё заново. Размещаешь, проверяешь пропорции, вглядываешься в тени и рефлексы. Для придания эффекта объёма делаешь активнее локоть и отдаляешь бедро. И вскоре настолько углубляешься в работу, что забываешь, что перед тобой обнажённая женщина. Думаешь лишь об одном — как нарисовать её как можно лучше».

Труд - титанический!

Труд - титанический! Студенты из Университета Айовы на занятии, 1961 год.

Интересно, а как же сама натурщица? Как чувствует себя обычная женщина — не путана, не стриптизёрша, обнажаясь перед множеством людей или находясь наедине с художником в его мастерской?

Некоторые представляют взаимоотношения между художником и натурщицей по примеру сцены из «Титаника» — обнажённая Кейт Уинслет мило кокетничает, позируя для ди Каприо, а затем занимается с ним любовью. Однако профессиональная натурщица быстро опровергнет это заблуждение: «Чтобы создать такую картину, потребуется часов 18! За это время у Кейт онемели бы руки и ноги, заурчало бы в желудке, и, наконец, она просто заснула бы от переутомления. Очень возбуждающе!».

Итак, для натурщицы позирование — это работа, и при этом не слишком лёгкая. Тут уж не до эротических вожделений! Работа ведь жёсткая: тебя ставят в нужную позу (в обычном смысле), в которой нужно, не двигаясь, простоять несколько часов. Один раз в 45 минут разрешают размяться. Из-за статичности болит позвоночник. Причём болит в любой позе — и сидя, и стоя. Некоторые модели не выдерживают и уходят посреди урока. Им оперативно ищут замену.

Работа над картиной «Изнасилование Персефоны». Томас Харт Бентон и его ученица — студентка Института искусств, 1939

Позы, в которых нужно изобразить тезис «морская фигура, на месте замри» (на несколько часов) обычно выбирают тоже самые неудобные — поза «Венеры Милосской», с переносом веса на одну ногу, сидя, полулёжа… Иногда позируют с животными. Могут и в обнимку с лошадью поставить! Хотя чаще животных всё же рисуют отдельно от моделей, для чего идут рисовать их «с натуры» в зоопарк.

А в плане моральных преград начинающим натурщицам конечно сложно. Обычно справиться с ситуацией помогают сами художники. И тут что только не придумывают! Могут баночки с краской пролить, чтоб дать натурщице время расслабиться, могут так заговорить анекдотами, что от смеха модель забудет о своём «неприличном» виде. Некоторые даже раздеваются с натурщицей за компанию. А был случай, когда в художественной мастерской разделась вся компания студентов-художников, чтоб натурщица не смущалась и чувствовала себя спокойно.

Роман с осложнениями

Разумеется, в столь творческой работе бывают ситуации, когда художник и модель влюбляются друг в друга, затем женятся, и позирует художнику уже не посторонняя модель, а собственная жена. Множество романов было у женолюба Пикассо. И для некоторых моделей эти отношения стали роковыми. Так, Дора Маар после смерти великого художника попала в сумасшедший дом, где её лечили электрошоком, а Мари Вальтер, с которой Пикассо встречался в то же время, что и с Дорой и которая была младше его на 28 лет, после его смерти покончила с собой.

Дора Маар. После смерти Пикассо потеряла рассудок.

И всё же для большинства натурщиц и натурщиков позирование — это не роман с продолжением, а изнурительный труд, который еще и чреват производственными травмами. К примеру, с высокой тумбы можно запросто упасть, потеряв сознание, особенно если простоишь на ней часов 10 подряд. Бывает так, что натурщики, позируя, просто засыпают. И тогда студенты будят их криками вроде: «Откройте глаза, нам их нужно нарисовать!». Так что в жизни натурщицы всегда есть место подвигам самого разного рода: и курьезам, и обморокам, и сломанным рёбрам. Вот такой он — нелёгкий труд музы художника!

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится