Древнегреческий льняной панцирь: технология изготовления и эффективность в бою
1,188
просмотров
Льняной панцирь — один из наиболее узнаваемых видов доспехов, запечатлённых в классических произведениях живописи и искусства, настоящий символ гоплитского военного дела. До нашего времени дошло немало письменных и повествовательных источников, на основе которых можно составить представление о внешнем виде и устройстве древнегреческого доспеха. Посмотрим, как создавался панцирь из ткани и насколько он был эффективен на поле боя.

Письменные источники

В греческих источниках льняной панцирь обозначается либо термином линоторакс (λινοθώρηξ), либо указанием на лён как материал доспеха (θώρηκα λίνεον). При этом термин «панцирь» (θώρηξ) в греческом языке имеет основное значение «грудная клетка» и в смысле защитного вооружения может использоваться для обозначения любых других типов доспехов для корпуса. Например, χάλκεος θώρηξ переводится как «бронзовый панцирь», а χάλκεοθώρηκες («облачённые в бронзовые панцири») — обычный гомеровский эпитет для обозначения ахейцев. Весьма вероятным видится происхождение термина от микенского to-ra-ke в значении «панцирь», как оно зафиксировано на глиняных табличках из Пилоса и Кносса.

Ахилл перевязывает рану Патроклу. Обратите внимание на чешуйчатое покрытие панциря и положение левого отстёгнутого наплечника на доспехе Патрокла. Краснофигурный килик росписи мастера Клеофрада, около 500 года до н.э. Пергамон музей, Берлин.

Впервые льняной панцирь (λινοθώρηξ) встречается в «Илиаде» как доспех, который носит Аякс, сын Оилея, а также близнецы Адраст и Амфий, сыновья Меропа из Перкоты. Большинство греческих и троянских героев носят бронзовые доспехи, и исключение, которое Гомер делает для «малого» Аякса, обратило на себя внимание комментаторов более позднего времени. Около 600 года до н.э. о новых панцирях из льна (θώρηκες τε νέω λίνω), хранящихся в его доме, пишет поэт Алкей с Лесбоса. Льняной панцирь (λινοθώρηξ) фигурирует у его современника спартанца Тиртея. «Палатинская антология» сохранила строки дельфийского оракула той же эпохи, который прославлял облачённых в льняные доспехи мужей-аргивян (Αργείοι λίνωθώρηκες). Много раз льняной панцирь упоминается у авторов классической эпохи (Геродота, Фукидида, Ксенофонта), а также у историков более позднего времени (Полибия, Диодора и Арриана).

К греческим авторам примыкают латинские, в том числе Ливий: он упоминает о льняном панцире (thorax linteus), в который во время сражения с римлянами в 438 году до н.э. был облачён этрусский царь Ларс Толумний. Снятый с него доспех, посвящённый в храм Юпитера Феретрия в Риме, был цел ещё и 450 лет спустя. Льняные доспехи фалисков упоминает Силий Италик в «Поэме о Пунической войне». О том, что льняные панцири носили не только этруски, но и карфагеняне, говорят слова Павсания о посвящении таких доспехов в Дельфы сиракузским тираном Гелоном после одержанной над ними в 480 году до н.э. победы при Гимере. Льняные панцири финикийцев в армии персидского царя Ксеркса упоминает Геродот. О том, что эти доспехи носили египтяне, персы и другие восточные народы, пишет Ксенофонт. Всего, по сведениям, собранным Г.С. Алдритом, в античных источниках можно обнаружить примерно 40 упоминаний о льняных доспехах, принадлежащих 27 греческим и римским авторам.

Изобразительные источники

Ещё одной группой источников являются живописные изображения, рельефы и скульптура. Эти памятники дают достоверное представление о внешнем виде, покрое и украшении доспеха. Лучше всего представлены памятники вазописи. Крупнейшим их собранием является Corpus Vasorum Antiquorum, который издаётся с 1922 года. К настоящему времени он состоит из 395 томов и содержит информацию о более чем 100 000 изображений. Выборка, используемая участниками Linothorax Project из университета Висконсина, насчитывает 913 изображений на 486 объектах, датировка которых простирается от 600 года до н.э. до конца I века до н.э. 85% изображений относятся ко времени между 550 и 400 годами до н.э., позже изображения доспехов встречаются гораздо реже. Это связано с изменением героического канона в греческом искусстве и уменьшением удельного веса батальных сцен в живописи этого времени.

Чернофигурная ваза с изображением облачённого в льняной доспех воина, около 560 года до н.э. Национальный музей археологии, Афины
Гоплиты, облачающиеся в доспехи. Краснофигурная роспись, около 500 года до н.э. Обратите внимание на расстёгнутый панцирь и положение наплечников. Мюнхенская глиптотека.
Панцирь, бронированный прямоугольными пластинами. Краснофигурная роспись амфоры, около 500 года до н.э. Музей изобразительных искусств, Брюссель

По хронологии и преобладающему стилю росписи памятники вазописи распределяются неравномерно. Чернофигурный стиль живописи, преобладавший между 620 и 530 годами до н.э., насчитывает 96 изображений воинов в льняных доспехах, в то время как краснофигурная живопись между 530 и 330 годами до н.э. даёт 464 таких изображения, то есть 51% от их общего числа. При этом полнота и детализация изображения скорее зависят от индивидуальной манеры художника, чем от преобладающего стиля росписи. На многофигурных композициях доспехи обычно изображались более схематично по сравнению с росписью отдельных фигур.

Помимо вазописи до нашего времени дошло также 27 изображений облачённых в доспехи воинов на фресках и росписях саркофагов. В сравнении с монохромными изображениями вазовой живописи большим преимуществом этой группы источников является передача первоначальной цветовой гаммы предметов, в том числе доспехов.

Ахилл в льняном панцире. Краснофигурная роспись, около 470 года до н.э. Музей Ватикана.
Воин, облачающийся в панцирь. Краснофигурная амфора росписи мастера Евтимида из Вульчи, около 500 года до н.э. Мюнхенская глиптотека.
Амазонка, одетая в восточный костюм, но при этом носящая льняной панцирь. Краснофигурная амфора росписи мастера Ниобид из Гелы, около 460 года до н.э.

Ещё одним источником являются 166 каменных или терракотовых изображений и рельефов, а также 158 бронзовых фигурок облачённых в доспехи воинов. Преимуществом скульптуры перед живописью является объёмный характер изображения, что позволяет рассмотреть его с разных ракурсов. Кроме того, как известно, в древности скульптуры и рельефы обычно раскрашивались, и сохранившиеся остатки пигмента на памятниках позволяют восстановить исходный цвет. Датировка большинства скульптур и рельефов относится ко времени, когда памятники вазописи постепенно начали исчезать. В эллинистическую эпоху фриз из доспехов стал одним из широко распространённых мотивов украшений монументальных построек. Многофигурные батальные композиции, подобные рельефному фризу монумента Нереид из Ксанфа или героона из Трисы в Ликии, позволяют оценить, насколько был распространён льняной панцирь в сравнении с иными видами доспехов. В частности, из 228 фигур воинов, изображённых на монументе Нереид, 27 человек носят льняной доспех, а ещё 20 облачены в анатомический панцирь.

Льняной панцирь на рельефе храма Афины Полиады в Пергаме, II век до н.э. Пергамон музей, Берлин.
Льняной панцирь на рельефе храма Афины Полиады в Пергаме, II век до н.э. Пергамон музей, Берлин.

Археологические источники

В 1977 году в царской могиле Филиппа II в греческой Вергине был обнаружен железный панцирь, сделанный в форме линоторакса. Эта находка даёт археологам хорошее представление о том, как выглядел льняной доспех того же времени. Панцирь состоял из четырёх пластин — по одной спереди, сзади и с двух боков, а также пары наплечников характерной формы, шарнирно закреплённых на спине и заходящих сверху на грудную пластину. Пластины соединялись друг с другом при помощи боковых петель, скреплявшихся друг с другом на штифтах. Такое крепление обеспечивало доспеху минимальную эластичность. наружи металлические пластины были обтянуты льняной тканью, так что внешне панцирь не отличался от обычного линоторакса. Украшением ему служили золотые бордюры, накладные пластинки и розетки в виде львиных морд. Изнутри панцирь имел кожаную подкладку, части которой также были найдены. Нижний край доспеха заканчивался птеригами из органического материала, образующими своего рода бахрому. Их украшением являлись найденные здесь же 57 золотых пластинок с украшениями в виде пальметок, изображениями львиных морд и богини Афины.

Железный панцирь из могилы Филиппа II. Археологический музей, Вергина.

К настоящему времени известно о двух археологических находках, возможно, принадлежавших остаткам льняных доспехов. Первая была сделана при раскопках шахтовых гробниц в Микенах и представляла собой прикипевший к лезвию бронзового меча фрагмент набивной ткани длиной около 8 см. Он состоял из по крайней мере 14 слоёв льняного полотна толщиной около 1 см. Исследователи полагали, что этот лоскут принадлежал к остаткам положенного в могилу льняного доспеха, на котором сверху лежал меч в деревянных ножнах. Вторая находка происходит из Тарквиний в Италии и представляет собой бронзовый правый наплечник от панциря длиной 0,47 м с прикипевшим к нему с внутренней стороны слоем груботканого льняного полотна. Хотя первоначально лоскут атрибутировали как фрагмент льняного доспеха, сегодня его скорее считают тканой подкладкой, которая приклеивалась изнутри к бронзовой поверхности доспеха.

Фрагмент раскрашенной терракотовой статуи с льняным доспехом раненой амазонки, около 500 года до н.э. Капитолийский музей, Рим.

Вид и форма доспеха

В отличие от доспеха из Вергины, льняной панцирь, похоже, кроился из одного куска материала, который обматывался вокруг корпуса и, подобно корсету, затягивался на левом боку при помощи пары завязок. Сзади к нему прикреплялась П-образная наспинная часть с парой длинных клапанов, которые подобно лямкам проходили сверху над плечами и завязывались на груди. Такая система крепления позволяла доспеху плотно сидеть на теле и не давала ему соскользнуть вниз. Доспех имел достаточную жёсткость. На вазах нередко показаны торчащие вверх спинные клапаны, которые возвращались в исходное положение, если их отстёгивали спереди. Длина доспеха доходила до верхней части бёдер. Чтобы сохранить свободу движения, подол панциря разрезали. Один или два ряда получившихся таким образом пластин-птериг обеспечивал защиту области паха и верхней части бёдер. Такая конструкция делала линоторакс доспехом, который могли использовать не только пехотинцы, но и всадники.

Современная реплика льняного панциря

Вазопись позволяет наблюдать, как со временем менялась форма и покрой доспеха. После 530 года до н.э. отдельные части панциря или даже весь его целиком стали обшивать чешуёй. Около 480 года до н.э. наряду с ней появились более крупные пластины прямоугольной формы. Нередко оба вида пластин использовались в одном доспехе. В этом случае чешуя обычно применялась при бронировании передней части, а прямоугольные пластины — на боковых секциях доспеха. Такого рода усиление имеют примерно 15% изображений панциря на греческих вазах. После 450 года до н.э. доспешная мода изменилась: линотораксы выглядят на вазах более простыми и схематичными. Хотя в Греции пластинчатое бронирование доспеха вышло из моды, в V–IV веках до н.э. оно по-прежнему сохранялось у этрусков. Уникальная статуя Марса из Тоди, изображённого в натуральный рост, показывает пример бронирования доспеха ламеллярными пластинами, что придаёт ему вид ассирийского панциря.

Бронзовая этрусская статуя Марса из Тоди, 400–350 годы до н.э. Изображённый в натуральную величину Марс облачён в льняной доспех, полностью покрытый вертикальными пластинами. Пластины краями заходят друг на друга. Рант каждого ряда имеет небольшие насечки, как если бы скульптор хотел передать ременное переплетение. Нет сомнения, что здесь изображён реальный доспех, который носили этрусские воины. Ватиканский музей.
Видны элементы крепления, при помощи которых доспех застёгивался и пригонялся по фигуре носившего его воина. Такие же элементы использовались для крепления наплечников панциря. Ватиканский музей.

Готовый панцирь отбеливали, а затем раскрашивали яркими цветами. Более богатые экземпляры украшались узорной вышивкой. Геродот описывает, как выглядел такой доспех, подаренный спартанцам египетским царём Амасисом:

«Панцирь был льняной со множеством вытканных изображений, украшенный золотом и хлопчатобумажной бахромой. Самым удивительным в нём было то, что каждая отдельная завязка ткани, как она ни тонка, состояла из 360 нитей, и все они были видны. Другой такой панцирь Амасис посвятил в святилище Афины в Линде».

Греческие художники-вазописцы показывали декор панциря в виде процарапанного узора из точек и линий. Лопасти наплечников в некоторых случаях украшены звездами, грудная часть между лопастями — изображением головы Медузы или также звёздами.

Пример яркой раскраски панциря. Саркофаг амазонок из Тарквиний, 350–325 годы до н.э. Археологический музей, Флоренция.
Ещё одна фигура из саркофага амазонок из Тарквиний, 350–325 годы до н.э. Археологический музей, Флоренция.
Александр в льняном панцире во время сражения при Иссе. Фрагмент мозаики из Помпей. Национальный музей археологии, Неаполь.
Воин в льняном панцире на фреске из македонской царской могилы из Вергины.

Реконструкция доспеха

В 1990–2000-х годах энтузиасты реконструкторского движения неоднократно создавали реплики льняных доспехов, чтобы выяснить технологию их производства и степень предоставляемой ими защиты. Изготавливали их из льняного полотна, которое складывалось в 15–17 слоёв, что давало толщину от 5 до 10 мм. Отсутствие складок, а также исходная жёсткость материала говорят о том, что слои ткани скорее проклеивались, а не прошивались, однако можно допустить, что параллельно использовались разные технологии. В качестве клея византийские военные трактаты рекомендовали загущённый виноградный сок. Современные реконструкторы каждый слой ткани погружают в клей животного или растительного происхождения, а затем на протяжении 14–20 часов всё изделие сушат под прессом. Кроликовый клей, который использовал Г.С. Алдрит с командой из университета Висконсина, даёт готовому изделию необходимую жёсткость, однако не обеспечивает эластичности нижней части панциря. Возможно, для изготовления птериг использовался другой сорт клея или же они изготавливались отдельно. На создание панциря в среднем уходило 17 м2 льняной ткани и 7,5 л клея.

Покрой и размеры частей доспеха, изготовленного группой Linothorax Project из университета Висконсина.

Готовый панцирь мог весить от 3,5 до 5 кг, то есть гораздо легче металлического доспеха при сопоставимых защитных свойствах. Помимо лёгкости, значительным преимуществом линоторакса была его относительная дешевизна и технологическая простота изготовления. Кроме того, льняной доспех в сравнении с металлическим был гораздо комфортнее в условиях жаркого средиземноморского климата. При оценке защитных свойств панциря историки, как правило, руководствовались цитатой учёного эрудита Павсания:

«Льняные панцири для сражающихся не столь полезны, при сильных ударах они пропускают железо, но при охоте они полезны: зубы и львов, и барсов застревают в них. Эти льняные панцири можно видеть в других святилищах».

Проверить слова Павсания удалось при помощи серии экспериментов. Их результаты показали, что льняной доспех обеспечивает хорошую защиту от ударов меча и копья. Стрела с бронзовым наконечником, пущенная из лука с расстояния 20 м не смогла пробить панцирь, а с расстояния 5 м пробила, но не смогла проникнуть далее, так что носивший его воин даже не был бы оцарапан. Исследователи подсчитали, что для того, чтобы полностью пробить слой льна толщиной 1 см, к стреле необходимо было приложить энергию порядка 70 джоулей.

Результаты проведённых Г.С. Алдритом испытаний панциря на пробитие.

Защитные качества проклеенной льняной брони оказались примерно на 10% выше по сравнению с прошитой или набитой овечьей шерстью, льняными очёсами и т.д. Интересно, что ткань из грубых волокон, полученная традиционным способом, оказалась лучше по сравнению с современной. Возможно, её защитные свойства увеличивались за счёт естественного воска на волокнах, которые полностью смывались при химической обработке льна. Поэтому восковая пропитка панциря также повышала его эффективность.

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится