История знакомства
Семьи Климтов и Флёге состояли в родстве. В 1891 году брат художника Эрнст женился на старшей сестре Эмилии, и в этом же году Густав написал портрет своей невестки. С самых первых дней знакомства Густаву, которому было уже под 30, нравилось находиться рядом с 17-летней Эмилией. Желая завоевать симпатию девушки, он даже соглашается вместе изучать французский. Так невинно и с пользой проходят их первые «свидания».
Через год умирает Эрнст, и Густав становится опекуном его новорожденной дочери. В этом качестве художник все чаще появляется в доме Флёге, и к 1897 году Густав и Эмилия становятся неразлучны. Многие их знакомые не сомневались, что у них роман. Художник сопровождал Эмилию в оперу и театр, проводил летние месяцы на семейной вилле Флёге, писал длинные письма, а из путешествий отправлял открытки, нередко дорисовывая в свои милые послания крылатое сердечко.
Делиться впечатлениями с Эмилией стало для Густава необходимостью. В 1903 году из Италии он писал о «невероятном великолепии» мозаик VI века в Равенне, которые во многом повлияли на его технику «золотого периода». Профессия друга и бесконечные разговоры об искусстве не могли не отразиться на его спутнице. Как достойная ученица первого художника Венского Сецессиона вскоре она произведет собственную революцию в мире моды.
Салон моды «Сёстры Флёге»
Вместе с двумя сестрами Эмилия несколько лет училась швейному искусству. С финансовой поддержкой брата в 1904 году девушки открыли салон моды «Cёстры Флёге» в Casa Piccola — самом сердце текстильной индустрии Вены. Эмилия была творческим руководителем трио, сестра Элена занималась клиентами, а Полин — офисом. Несколько раз в год Эмилия ездила в Париж и Лондон, чтобы узнать о модных тенденциях и привезти новейшие образцы текстиля.
Интерьеры салона, оформленные в стиле модерн ведущими дизайнерами венского Сецессиона из «Венских мастерских» (Wiener Werkstätte), производили впечатление на клиентов. Салон процветал и стал модным местом встреч дам из высшего общества. К 1914 году у них одевались большинство венских модниц. Клиентками были дамы из просвещенных кругов еврейских промышленников, которые заказывали портреты у Климта.
Дизайнерские модели Флёге назывались «реформаторскими платьями» и несли дух свободы, выражая новое представление о красоте в одежде. Освобождая женщин от тесных корсетов, вольнодумная кутюрье одевала дам в платья свободного покроя, подчеркивающих их женственность. Эмилия любила носить свои модели и часто в них позировала на природе, подчеркивая их элегантность и естественность.
Стиль реформаторского платья воспринимался также как способ самовыражения и был предназначен для сильной и уверенной женщины. Но лишь немногие прогрессивные круги приняли этот стиль, полагая, что раскрепощение моды приведет к более свободному мышлению.
К сожалению Эмилии, салон «Сёстры Флёге» вынужден был принимать во внимание вкусы своей эпохи и выпускать платья, на которые был большой спрос.
Если бы Эмилия Флёге жила в наше время, все мы наверняка были бы подписаны на ее Инстаграм.
Эмилии и платья для Эмилии
Среди исследователей жизни Климта до сих пор продолжается полемика, оставались ли отношения художника и Эмилии только платоническими. Ответ может подсказать портрет Эмилии 1902 года. В нем венский Казанова раскрывает свои чувства.
Величественная, чувственная и хрупкая Эмилия — не только дама, бросившая вызов обычной роли, приписываемой обществом. Она — Богиня. Как невозможно приблизиться к божеству и властвовать над ним, так для художника возвышающаяся во весь рост Эмилия со стилизованным нимбом остается недосягаемой святыней и его повелительницей.
Эмилии и ее семье портрет не понравился, она отказалась его принять, и в 1908 году картину приобрел Венский исторический музей.
В какой степени Климт участвовал в разработке дизайна одежды для салона «Сестёр Флёге» остается неясным. В его собственных работах одежда была очень важна, он подбирал различные варианты костюма в подготовительных зарисовках и часто импровизировал прямо на холсте, создавая узоры.
Известно, что платье для Эрмины Галлии, в котором она позировала для портрета, сшито по дизайну художника. Он также создал модель воздушных платьев с воланами для самой Эмилии.
Климт внес свою лепту в продвижение бизнеса Эмилии: он настойчиво рекомендовал своим клиентам салон подруги. Многие дамы с портретов художника одевались у «Сестёр Флёге». И даже позировали Климту в платьях Эмилии. Их общими заказчицами были Соня Книпс и Фредерика Беер.
Платье для девятилетней Мады Примавеси было сделано Эмилией — по предложению Климта, специально для этого портрета. Для Климта детские портреты — редкость, как и портреты пожилых дам. На одном из них художник изобразил маму Эмилии.
Что их вдохновляло
Одним из источников вдохновения для Густава и Эмилии были их впечатляющие коллекции восточного и европейского искусства. Климт собирал японскую гравюру, а Эмилия текстильные изделия народного творчества из Центральной Европы. Фрагменты вышивок и кружев она выставляла в витрине своего салона. Обращаясь к этническим узорам, Эмилия находила новые идеи украшения своих моделей и неожиданные цветовые сочетания.
В начале ХХ века предметы народного творчества представлялись горожанам чем-то свежим и экзотическим. Эти работы декоративного искусства, благодаря коллекционерам, начали приобретать художественное и эстетическое значение и повлияли на стилистическое развитие модерна.
В последние годы к творчеству Эмилии Флёге возрос интерес не только как к подруге знаменитого художника, а в первую очередь, как к талантливому модельеру, повлиявшему на развитие индустрии моды.
Кутюрье и художник вместе разделяли еще одну страсть — к ювелирным украшениям. Только Эмилия обожала их носить, а Климт — изображать. Художник не отказывал в этой слабости своей подруге и часто преподносил ей подарки от ее любимой и самой популярной в Вене марки «Wiener Werkstätte».
Владелица модного дома была фотомоделью и рекламировала ювелирные изделия от «Wiener Werkstätte» (Венские мастерские) — знаменитого творческого объединения дизайнеров, художников и архитекторов начала ХХ века. Их эффектные ювелирные изделия из полудрагоценных камней ценились за художественное оформление, а стилистика сближала с работами знаменитого коллеги — Густава Климта.
Вдали от всех
Начиная с 1898 года Эмилия и Густав проводили летние месяцы на озере Аттерзе в Верхней Австрии, вначале на семейной вилле Флёге недалеко от деревушки Вайсенбах, позже — на вилле Олеандр. Сады, парки, тенистые аллеи и чудесное озеро умиротворяли. Особенно Климта, оставлявшего в Вене свое очередное увлечение и страшно уставшего от своих бесконечных романов и мимолетных связей.
Климт надевал синюю хлопковую рубашку-балахон с вышивкой на плечах (в мастерской он тоже ее предпочитал), Эмилия наряжалась в изысканные наряды из заморских шелков, и они вместе отправлялись гулять по садам, кататься на лодке, изредка встречаясь с родственниками и друзьями.
Вдохновленный присутствием любимой Эмилии и захватывающим видом окрестностей, Климт начал писать пейзажи. Эти созерцательные произведения, не обремененные присутствием людей, успокаивали художника. Наслаждаясь игрой света и отражением деревьев на поверхности озера, он воспевал чистоту и красоту природы. Климт отдыхал телом и душой.
Эмилия должна прийти
В 1918 году Климт умер. Последние его слова были: «Эмилия должна прийти». После смерти художника Эмилия Флёге сожгла все письма, полученные от него, но сохранила нетронутой «комнату Климта» в Casa Piccalo, превратив ее в уютный музей, где хранились мольберт, одежда, рисунки и мебель художника.
После присоединения Австрии к Германии в 1938 году «Сёстры Флёге» потеряли большинство своих клиентов и вынуждены были закрыть ателье.
Эмилия Флёге вела уединенный образ жизни. Она умерла в 1952 году, пережив художника на 34 года. Эмилия никогда не была замужем.
Альфред Вайдингер, специалист по творчеству Климта из галереи Бельведер, полагает, что в картине «Поцелуй» художник изобразил себя и Эмилию. Несмотря на то, что образы мужчины и женщины собирательны, этот романтический сюжет, действительно может рассказывать историю любви между двумя творцами. Замершие в самозабвении влюбленные, выйдя за пределы времени, они одни во вселенной.