Дочь мясника
Юность будущего художника была омрачена трагедией: когда ему было 13 лет, его мама утопилась в реке. После этого семья не могла оставаться в коммуне Шатле, где произошла трагедия, и отец Магритта вместе с двумя его младшими братьями переехали в Шарлеруа. Там два года спустя он повстречал девушку, с которой проживет в законном браке почти полвека. На ежегодной ярмарке Рене познакомился с Жоржеттой Бергер, двенадцатилетней дочерью местного мясника, и тут же влюбился.
Подростки наслаждались беззаботным общением в течение года, пока их не разлучила Первая мировая война. Родители Жоржетты перебрались в Брюссель, а Магритт отправился в бельгийскую столицу в 1916 году, где он проходил обучение живописи в Королевской Академии изящных искусств. И вот в 1920 году фатум вновь сводит их вместе: Рене и Жоржетта случайно встретились в брюссельском ботаническом саду. По легенде, юный художник чрезвычайно растерялся и зачем-то соврал, что идет на встречу со своей возлюбленной.
К счастью, дурацкая выходка не смогла разлучить воссоединившуюся после почти семилетней разлуки пару. Жоржетта дождалась возвращения Рене из армии: с декабря 1920 года по сентябрь 1921-го он служил в бельгийской пехоте. А в июне 1922 года они сыграли свадьбу. Пока художник не стал известным и не начал зарабатывать живописью, его жена приносила основной доход в семью. Она подрабатывала в семейном магазине, торгующем принадлежностями для рисования, где Магритт снабжался красками.
Слава не торопилась с визитом, и ему приходилось работать художником на обойной фабрике, а также графическим дизайнером — до 1926 года, когда он смог заключить контракт с брюссельской галереей Le Centaure, что наконец позволило все внимание посвятить живописи. Тогда Магритт создал первую значительную сюрреалистическую работу «Потерянный жокей», а год спустя состоялась его первая персональная выставка. Но критики отнеслись к экспозиции весьма скептически, и разочарованный художник отправился попытать счастья в Париж, где в то время у публики было больше почтения к сюрреалистам.
Так вышло, что Жоржетта косвенно стала причиной размолвки Магритта с французскими коллегами. Поначалу все шло как по маслу: он подружился с Андре Бретоном и тот официально принял его в группу сюрреалистов. В 1929 году картины Магритта были представлены в одной из парижских галерей вместе с работами Дали, Миро, Пикабиа, Пикассо и других авангардных деятелей. В последнем, двенадцатом номере журнала «Сюрреалистическая революция», основанного Бретоном, было опубликовано эссе Магритта «Слова и образы», посвященное взаимодействию изображения и высказывания. Литературную мысль художник проиллюстрировал картиной «Вероломство образов», ставшей его визитной карточкой на многие десятилетия.
Но из-за одного неудачного ужина отношения бельгийца с парижскими сюрреалистами были безнадежно испорчены. Пара отправилась на званый вечер к Бретону, который, по рассказам Бунюэля — еще одного из гостей, — был в тот день совершенно не в духе. Писатель вспоминал: «Бретон вдруг указал пальцем на маленький крестик, который был у мадам Магритт на шее, и объявил, что этот крестик — возмутительная провокация и что она могла бы надеть другое украшение, идя к нему домой». Жоржетте стало не по себе от этого высказывания, и супруг тут же пришел ей на помощь. По словам Бунюэля: «Магритт вступился за жену, и некоторое время продолжался энергичный спор. Магритты были безукоризненно вежливы и остались у Бретона до конца вечера, однако затем двое мужчин некоторое время не разговаривали друг с другом».
В одном из интервью несколько лет спустя художник делился несколько иной версией события. Якобы замечание Бретона о том, что украшения в виде религиозных символов — это моветон, не адресовалось напрямую к Жоржетте. Но оно все же задело супругов, поэтому они были вынуждены поспешно покинуть званый ужин. Однако вскоре после этого Магритты уехали из Парижа и в течение последующих восьми лет не общались с Бретоном, возобновив деловые контакты с ним только к 1937 году.
Ссора с предводителем французских сюрреалистов совпала по времени с закрытием брюссельской галереи Le Centaure, доход от сотрудничества с которой позволял Магритту зарабатывать на жизнь живописью. Вернувшись в бельгийскую столицу, он снова начал трудиться дизайнером в рекламном агентстве, созданном совместно с его братом Полом. Но постепенно его картины становились все более популярными. В 1936 году прошла первая персональная выставка Магритта в Нью-Йорке, а спустя два года — в Лондонской галерее.
Бес в ребро
В 1937 году художник отправился в Лондон, где он трудился над заказом для Эдварда Джеймса, британского покровителя сюрреалистов. Магритт должен был написать три работы для бального зала в его доме, а сам коллекционер появился на двух его известных картинах: «Принцип удовольствия» и «Воспроизведение запрещено».
Заграничная командировка стала роковой для безоблачного брака художника. В Лондоне он унывал от скуки, что привело к интрижке с местной участницей группы сюрреалистов Шейлой Легг. 25-летняя красотка прославилась после «Международной сюрреалистической выставки» 1936 года. Шейла участвовала в эффектном перфомансе в честь открытия выставки на Трафальгарской площади. Она изображала «призрак сюрреализма» в наряде из свадебного атласного платья, элегантных черных перчаток и маски из бумажных роз с божьими коровками, полностью закрывающей лицо. Фотография Шейлы Легг в на площади в окружении голубей авторства французской фотохудожницы Клод Каон стала визитной карточкой события.
Отношения Шейлы Легг с Рене Магриттом были недолгими: художник провел в Лондоне всего чуть более месяца. Но они привели к тому, что Жоржетта тоже завела роман, причем с легкой руки своего супруга. Он опрометчиво просил в письме своего друга, поэта Поля Колине, чтобы тот постарался максимально скрасить долгое отсутствие Рене дома. Поль несколько перестарался: Жоржетта не на шутку увлеклась товарищем мужа и даже заговорила с ним о разводе. Вернувшись в Брюссель, Магритт решил наведаться домой в сопровождении полицейского. Его цель не совсем ясна — он якобы хотел застать парочку и опасался скандала. То ли он боялся выйти из себя и нуждался в присмотре представителя закона, то ли надеялся шокировать любовников его присутствием и таким образом положить конец их отношениям. Однако это оказалось не так просто.
Во время немецкой оккупации Бельгии в 1940 году Магритт поспешно выехал в Париж из-за возможного преследования: он ранее позволял себе смелые высказывания о политической ситуации и опасался последствий. Жоржетта не поехала вместе с мужем, поскольку Колине не собирался покидать страну. В пользу того, что она решила остаться из-за продолжающихся отношений с Полем, свидетельствует тот факт, что Рене лгал близким о причине ее решения: якобы она не смогла отправиться в поездку из-за операции по удалению аппендицита. Несмотря на продолжительный кризис, Магриттам все-таки удалось сохранить брак, и они прожили вместе еще много лет, пока смерть не разлучила их.
Тихая гавань
Если не учитывать временное затмение в виде связей на стороне, совместная жизнь пары была безмятежной и ничем особо не выдающейся. Они вели уединенную жизнь и редко покидали свой уютный дом, выезжали из города и тем более страны. Магритт был настолько сдержан, что ухитрялся работать в собственной гостиной, даже не пачкая пол краской. Художник утверждал, что всех женских персонажей на своих картинах он писал со своей жены. Перед тем, как начать работу, он часто прибегал к помощи фотографий, чтобы сделать предварительный эскиз, и на таких снимках для него действительно часто позировала Жоржетта.
Пара так и не обзавелась детьми и всю заботу они посвятили домашнему питомцу. Жоржетта была без ума от собак породы померанский шпиц — таких, как их любимица Лулу. Она сопровождала Магриттов буквально везде, поэтому они всегда выбирали жилье на первых этажах, чтобы собака могла гулять на свежем воздухе в саду. Рене иногда использовал Лулу в качестве отговорки, когда ему нужно было делать то, что ему не особо хотелось. В одной из редких заграничных поездок Жоржетта предложила ему посетить выставку художника из их близкого круга. Магритт было согласился, но в последний момент заявил, что не сможет пойти: «Собака Лулу не желает смотреть эту выставку. Мы с ней подождем вас в кафе, попивая яичный ликер».
Американский музыкант Пол Саймон в 1983 году написал песню под названием «Рене и Жоржетта Магритт со своей собакой после войны». Он вдохновился одноименной фотографией авторства немецкого фотографа Лотара Воллеха, сделанной в 1960-х годах. По сюжету песни супруги вместе со своей собакой возвращаются в гостиничный номер и танцуют там под мелодии старых групп.
Семейную идиллию Магриттов прервала смертельная болезнь Рене: в 1967 году он умер от рака поджелудочной железы. Жоржетта пережила его на 20 лет и была похоронена рядом с ним на кладбище в Схарбеке.
В бывшем доме семейной пары был создан музей художника. В 2009 году два вооруженных грабителя украли из него картину «Олимпия» с изображением обнаженной Жоржетты. Но спустя три года картина была возращена, так как ее известность не позволила злоумышленникам ее перепродать.