Экскалибур
Эскалибур — легендарный меч не менее легендарного короля Артура, одного из самых выдающихся кельтских героев и центрального персонажа британского эпоса, знаменитого вождя бриттов V—VI веков, который разгромил завоевателей-саксов. Допускается, что у короля Артура был исторический прототип, возможно даже несколько, объединенных в собирательный образ, как Владимир Красно Солнышко в былинах киевского цикла. У личности такого масштаба, конечно, должно было быть соответствующее оружие: подобным артефактом для короля Артура стал Экскалибур. У имени этого меча есть несколько вариантов прочтения — в том числе Эскалибур и даже Калибурн, — но в устоявшейся традиции чаще всего предпочтение отдается варианту Экскалибур.
Название, вероятно, ведется от валлийского Caledfwlch («Каледвулх»), что можно приблизительно перевести как «битва» и «нарушать целостность». Первое упоминание меча относится к валлийскому эпосу Мабиногиону, датируемому XI веком. Позже имя трансформировалось в Калибурн (латинизированная версия), а уже в средневековой французской литературе превратилось в Экскалибор и позже в Экскалибур.
Точно так же, как критическому анализу не поддается историчность личности короля Артура, сложно разделить сплетенные воедино мифы о легендарном Экскалибуре. Существует популярный мотив «меча в камне», востребованный в том числе и в современном кинематографе: по этой версии, король Артур вытащил Экскалибур из камня, пройдя тем самым символическое испытание и доказав, что он достоин королевской власти. Но основной массив текстов, в том числе и главный источник мифов о короле Артуре — «Книга о короле Артуре и о его доблестных рыцарях Круглого стола» сэра Томаса Мэлори — свидетельствуют о том, что король бриттов забрал Экскалибур из озера. Это случилось после того, как король потерял свой прежний меч в поединке с сэром Пелинором и маг Мерлин привел его к озеру, над поверхностью которого появилась рука, держащая меч. Экскалибур в мифологии наделяется волшебными свойствами, и даже его ножны способны были заживлять раны.
В пользу версии меча, добытого из озера, может косвенно свидетельствовать кельтская традиция предавать оружие воде после смерти его владельца или в ритуальных целях. Из камня же, по-видимому, король Артур достал другой меч, близнец Экскалибура, известный как Кларент. По одной из легенд, Экскалибур выковал Велунд, бог-кузнец, но более широко известна легенда, согласно которой меч создали на мифическом острове Авалоне.
Тхуантхьен
Несмотря на географическую и хронологическую удаленность друг от друга, кельтские и вьетнамские предания о мече и озере похожи между собой. Меч Тхуантхьен по легенде стал важнейшим волшебным артефактом во время повстанческой войны будущего императора Вьетнама Ле Лоя. С помощью этого оружия ему удалось освободить страну от захватчиков и основать новую династию Ле.
По преданиям, сохранившимся, в частности, в произведениях известного вьетнамского поэта Нгуен Чая, в 1418 году Ле Лой восстал против китайской династии Мин, которая вторглась во Вьетнам и оккупировала его в 1407 году. Первоначально военная кампания против захватчиков была не слишком успешной — партизанское движение не могло ничего противопоставить хорошо вооруженной и организованной китайской армии. Но на помощь жителям пришел Король-Дракон, который согласился на время отдать свой меч Ле Лою — правда, не целиком, а предварительно разделив его на две части, клинок и рукоятку.
В то же время простой рыбак по имени Ле Тхан, закинув сети, вытащил на берег железный клинок, но, не поняв его ценности, выбросил обратно в море. Однако закинув сети еще два раза подряд, Ле Тхан вновь и вновь обнаруживал в них длинное лезвие: приглядевшись, он понял, что это часть меча, и отнес его домой. Позже Ле Тхан присоединился к повстанческой армии и начал быстро продвигаться наверх по службе — настолько, что его дом решил посетить сам генерал Ле Лой. В доме бывшего совсем небогатого рыбака было темно, но клинок, словно почувствовав присутствие Ле Лоя, ярко засиял: взяв оружие в руки, генерал прочитал надпись на лезвии, которая гласила «тхуан тхьен», то есть «воля небес».
Рукоятку Ле Лой нашел в ветвях дерева — он вновь заметил необычное свечение, которое привлекло его внимание. Достав сияющий предмет, Ле Лой вложил клинок в инкрустированную драгоценными камнями рукоятку — они подходили друг другу идеально. Так генерал получил меч, сокрушительная сила которого помогла Ле Лою победить оккупантов и освободить Дайвьет от китайцев. Спустя год, когда Ле Лой плыл по озеру на лодке, на поверхности воды внезапно появилась золотая черепаха, которая попросила Ле Лоя вернуть меч. Генерал — на тот момент уже монарх — вспомнил, что Король-Дракон не дарил ему оружие, а всего лишь отдал на время, и пришла пора возвращать Тхуантхьен законному владельцу. Забрав меч, черепаха вновь исчезла на глубине, а озеро в честь этого события назвали Хоанкьем — «Озеро возвращенного меча» (оно находится в Ханое).
Дюрандаль
Дюрандаль — еще один знаменитый меч, воспетый в эпической литературной традиции. Он принадлежал Роланду, самому известному герою французских сказаний цикла Карла Великого. Сам Роланд — тоже фигура легендарная, поскольку единственным историческим свидетельством его существования остается лишь одно упоминание в «Жизнеописании Карла Великого» франкского ученого Эйнхарда. Зато в литературном контексте Роланд предстает доблестным рыцарем, образцовым воином и даже родным племянником Карла Великого. Самое известное произведение, посвященное Роланду — «Песнь о Роланде», героическая поэма о битве в Ронсевальском ущелье, где армия Карла Великого сошлась с войском басков.
Роланд погиб в этом ущелье, однако до этого смог отразить атаку многотысячной армии врагов — и все это благодаря своему мечу, Дюрандалю. Тот обладал магическими свойствами, был невероятно прочным и острым, с одного удара мог разрубить пополам броню неприятеля — само его название переводится с французского как dur («твёрдый») или durer («быть прочным, устойчивым»). Бельгийский историк литературы Рита Лежен полагала, что имя меча может состоять из слов durant и dail, что можно перевести как «сильная коса» — вернее, «коса, которая сопротивляется и выдерживает». Существует версия немецкого лингвиста Герхарда Рольфса, который предположил вариант комбинации слов dur и end’art — «сильное пламя». Как бы то ни было, о прочности оружия говорит уже тот факт, что, Роланд, умирая, попытался сломать меч о скалу, чтобы он не достался врагам, но Дюрандаль пробил камень, при этом на нем даже не осталось зазубрин или царапин.
Немаловажной особенностью Дюрандаля были священные реликвии, которые хранились в рукояти — кровь святого Василия, зуб святого Петра, частицы одежды Девы Марии. В целом, это соответствует образу христианского рыцаря и мотивам противостояния христианского мира мусульманскому вторжению — в более поздних циклах о Роланде баски переосмысливаются как сарацины (так в средневековой традиции называли арабов).
Клинки Мурамаса
Оружейная школа, основанная японским кузнецом Мурамаса приблизительно в XVI веке, существовала на самом деле. Мастера, принадлежавшие этой династии, создавали настоящие клинки, которые, впрочем, все равно окружены мистическим ореолом. Раньше считалось, что Мурамаса был учеником другого знаменитого оружейника Японии, Масамунэ, однако это историческая неточность, поскольку двух мастеров разделяет несколько веков. И клинки Масамунэ, и клинки Мурамаса признавались непревзойденными по качеству, прочности и остроте, однако школа Масамунэ создавала «высоконравственное» оружие для порядочных и благородных людей, тогда как лезвия Мурамаса наделялись исключительно негативными качествами — они пробуждали в людях жестокость, агрессию, одержимость желанием убивать, да и само оружие якобы жаждало крови. По преданиям, клинок Мурамаса, однажды вытащенный из ножен, не даст покоя своему хозяину, пока не почувствует кровь — пусть даже это будет кровь владельца.
О разнице характеров двух оружейных мастерских говорит, например, одна из легенд, согласно которой в дно реки воткнули клинок Масамунэ и клинок Мурамаса. По реке плыли лотосы, которые аккуратно огибали первое оружие, а ко второму их тянуло неизвестной силой, и они неизбежно оказывались разрезаны пополам. По другим преданиям, подобная кровожадность была связана с проклятьем, которое сам Мурамаса наложил на свои клинки. Оно было направлено против господствующего клана Токугава, представителей которого оружейник ненавидел, поэтому все его мечи должны были нести смерть семье и приближенным сёгуна.
Хотя проклятья лежат в области мифологических верований, в истории сохранились некоторые факты, которые могли бы озадачить скептиков. Так, например, именно от клинка Мурамаса погибли дед и отец основателя правящей династии Токугава Иэясу, сам первый сёгун в детстве серьезно поранился собственным вакидзаси (коротким мечом) работы Мурамаса, а сын Иэясу был обезглавлен катаной Мурамаса. Поэтому сёгун строжайше запретил самураям владеть этими клинками, а за хранение оружия Мурамаса могли приговорить к харакири даже высокопоставленных чиновников.