Совсем иначе воспринимались массовым сознанием индейцы на службе у «бледнолицых»: опустившиеся, спивающиеся предатели, помогающие захватчикам уничтожить свой народ… Насколько справедлив этот стереотип по отношению к индейцам из племени пауни, тесно сотрудничавшим с армией США в 1864–1877 годах?
В начале XIX века пауни, обитавшие на Центральных равнинах (территория нынешних штатов Небраска и северный Канзас), были одним из самых могучих и воинственных племён прерий. Ведя полуоседлый образ жизни, выращивая маис, бобы, тыкву, они два-три раза в год кочевали в поисках бизонов и пастбищ для своих многочисленных лошадей. Со всех сторон владения пауни были окружены врагами: сиу, шайены, арапахо, омаха, оседжи, канза, команчи. Но даже враги неоднократно признавали высочайшие бойцовские качества «волков»-пауни. В походах за лошадьми их военные отряды вторгались даже на территорию Мексики!
Могущество пауни подорвала страшная эпидемия оспы 1831 года, когда их численность сократилась вдвое. Многочисленные враги, воспользовавшись этим, повели против пауни войну на уничтожение. В 1849 году холера унесла жизни четвёртой части всего народа. Ослабленное племя не могло сопротивляться экспансии усиливавшихся сиу с запада и американцев, наступающих с востока. По договорам 1825 и 1833 годов большинство своей территории пауни уступили США, а в 1859 году поселились в резервации на Луп-ривер (Волчьей реке). Следует понимать, что под покровительством бледнолицых они пытались спастись от полного истребления.
Но фактической защиты они не получили. Уже с апреля по сентябрь 1860 года сиу 8 раз нападали на поселение пауни. Охотники в прерии и женщины на полях всё время находились под угрозой. Пауни героически сражались, защищая свои дома, но теперь их было слишком мало. А подбодрённые своими успехами сиу и шайены в 1864 году начали военные действия против белых поселенцев. И тут Создатель-Терава смилостивился над своими детьми-пауни.
Уже летом 1864 года в форте Кирни, штат Небраска, американский генерал Кёртис создал подразделение скаутов-пауни. До тех пор индейские проводники на службе армии США были немногочисленны и выполняли чисто разведывательные функции. Но 75 воинов-пауни, получившие форму, оружие, паёк и… обещание оплаты, были полноценным боевым подразделением. Белые люди дали им шанс встретиться с их смертельными врагами на новых условиях.
Впрочем, первый же поход наших героев окончился полным провалом. Месячный поиск противника не дал никаких результатов. Отчасти, правда, это произошло по вине недостаточно авторитетного командования. В итоге, отряд был расформирован.
Тем временем, обстановка в регионе накалялась. После резни на Сэнд-Крик военные действия вступили в активную фазу. В январе 1865 года капитан Фрэнк Норт, доказав командованию незаменимость скаутов-пауни, набирает на службу сотню таких индейцев. Не сразу новое подразделение стало использоваться по назначению: вопреки рекомендациям Норта, обладавшим большим авторитетом среди пауни (они называли его Вождём Пауни и Белым Волком), их пытались учить строевому шагу, армейским командам, караульной службе.
Впрочем, общевойсковой подход быстро показал свою несостоятельность. А летом 1865 года началась широкомасштабная военная операция против сиу, арапахо и шайенов. Три колонны кавалерии под общим командованием генерала Эдварда Коннора были усилены полутора сотнями пауни, на долю которых и пришлись почти все немногочисленные успехи похода. Они не только успешно выслеживали ускользающие от регулярной армии отряды противника, эффективно сражались с ними, но и фактически спасли две из трёх наступавших колонн. Сложные погодные условия, постоянные нападения враждебных индейцев, массовая потеря лошадей и мулов и отсутствие квалифицированных проводников привели к тому, что отряды Коула и Уокера, которым Коннор не дал скаутов, попросту заблудились! И если бы пауни в сложном поиске на вражеской территории не отыскали терпящих бедствие и не отконвоировали их в форт Коннор, самая бездарная кампания против индейцев могла окончиться самым грандиозным поражением.
В боях и стычках прошло ещё полгода, а в 1866 году подразделение снова было расформировано, но уже в следующем году его восстановили под командованием ставшего майором Норта уже в масштабе батальона. Четыре роты были сформированы по клановой принадлежности, общая численность достигла 200 человек. Командование признавало их незаменимость в условиях прерий, пауни непременно включались в состав генеральских эскортов, им доверяли жизнь и безопасность генералы Шерман, Додж и другие. Да и враги всегда отмечали боевые навыки и отвагу скаутов, опасаясь их гораздо больше, чем белых кавалеристов.
Вехи боевого пути батальона пауни
- 1867 год – охрана строящейся железной дороги Юнион Пасифик. Если бы не участие краснокожих скаутов, освоение Дикого Запада затянулось бы на неопределённый срок.
- Февраль 1869 года – участие в экспедиции майора Нойеса.
- Июнь 1869 года – экспедиция майора Карра, битва при Саммит-Спрингс, в которой шайенское общество Солдат-Псов было уничтожено как организованная сила.
- Октябрь 1876 года – разоружение и перемещение постоянно помогающих соплеменникам «мирных» сиу Красного Облака и Жёлтого Листа, прошедшее бескровно благодаря пауни.
- Ноябрь 1876 года – победа над шайенами Тупого Ножа и Маленького Волка на реке Паудер.
Интересно, что командующий на Паудере генерал Джордж Крук изрядно расширил скаутский корпус за счёт резервационных сиу, шайенов и арапахо, а также банноков и шошонов. Отношения между вчерашними врагами были настолько напряжёнными, что потребовались специальные умиротворяющие меры – встречи, переговоры, обмен подарками. Благодаря посредничеству майора Норта трения удалось минимизировать.
К началу 1877 года все крупные стойбища враждебных индейцев были разгромлены. В это время племя пауни полностью покинуло Небраску и переселилось на Индейскую территорию в Оклахому. 1 мая батальон пауни был расформирован. Скауты возвращались к страдающим от холода и голода родственникам богатыми людьми, хорошо знающими «путь белого человека» и готовыми к жизни в новых условиях. По меркам племенной этики они также были героями, защищавшими свой народ на дальних рубежах и отомстившими жестоким врагам за годы террора. В обстановке краха традиционного образа жизни они смогли войти в новые времена древней почётной тропой – тропой воинов.