Каким было «немое» и «говорящее» кино 1920-х годов
466
просмотров
За неделю кинотеатры в США посещало количество людей, равное населению страны. Любимым жанром в Америке стала комедия, а любимым актёром – Чарльз Чаплин.

С тех пор, как Луи и Огюст Люмьер изобрели кинематограф, новый вид искусства стал развиваться стремительно. Идею подхватили и в Америке, где к 1920-м годам киноиндустрия завоевала признание аудитории. Особенно в это время ценился жанр комедии.

Первые звёзды Голливуда

В начале XX века в США появилась система «звёзд», основу которой составляли популярные актёры. Крупные киностудии подписывали с ними контракты и отталкивались от амплуа исполнителей при съёмке фильма. Теперь знаменитости с экранов захватили внимание публики и стали предметом восхищения.

Среди таких актёров был сын неудачного фотографа Гарольд Ллойд. Долгое время он подрабатывал в массовке на студии Universal, а затем начал сниматься в крупных ролях. Поначалу молодого человека обвиняли в том, что он копирует Чарли Чаплина. Тогда Ллойд решил придумать своего героя, попадающего в смешные ситуации, которые могли бы произойти в реальной жизни. Также были внесены внешние изменения: актёр снял напоминающие Чаплина усы и примерил очки с круглой оправой — появился образ «человека в очках».

Кадр из фильма «Наконец в безопасности».

Вдохновение для сюжетов Гарольд Ллойд черпал из жизни. В 1923 году он представил зрителям картину «Наконец в безопасности». Идея для этого фильма пришла актёру внезапно, когда он увидел на улице альпиниста, пытающегося поразить окружающих своими способностями. Благодаря этому случаю появился знаменитый эпизод, в котором Ллойд висит на стрелках часов, закрепленных на многоэтажном здании.

Киноплакат к фильму «Наконец в безопасности».

Профессия комедианта иногда была связана и с реальными опасностями. В 1919 году на съёмках рекламы Ллойд должен был держать в руках бутафорскую бомбу. Однако она оказалась настоящей и взорвалась, когда актёр держал её. После происшествия врачи смогли сохранить ему зрение, но Гарольд потерял два пальца на руках.

Критики 1920-х годов недооценивали Ллойда и отдавали своё предпочтение его современнику Бастеру Китону, который заслужил прозвище «мистер каменное лицо». Так актёра называли не из-за плохой мимики, как может показаться с первого взгляда. Китон отличался непревзойденным умением рассмешить зрителей, не изменяя при этом выражения лица. С детства он участвовал в акробатических номерах со своим отцом и мечтал о карьере артиста.

В 1926 году Бастер Китон представил одну из своих лучших работ — комедию «Генерал». Сюжет фильма основан на событиях 1862 года и описывает один из эпизодов американской Гражданской войны. Из исторического события Великой паровозной гонки Китон сделал юмористическую картину, которая позднее была признана гениальной режиссёрской работой. Но после подписания контракта с компанией Metro-Goldwyn-Mayer «мистер каменное лицо» участвовал в создании фильмов только в качестве актёра. С уходом немого кино Китон и вовсе был вынужден уступить место новым талантам, как и другие мастера той эпохи.

Киноплакат к фильму «Генерал».

Немые комедии Чарли Чаплина

Особую нишу среди комедиантов 1920-х годов занимал талантливый исполнитель и режиссёр Чарльз Чаплин. Он работал в жанре комедии, однако жизнь знаменитого актёра была полна драматических событий. В детстве отец Чаплина умер от алкоголизма, мать сошла с ума. Чарльз и его брат Сидни были вынуждены скитаться по приютам. Начиная свою актерскую карьеру, будущий комик пытался заработать на жизнь, но уже к 20-м годам у него появились деньги, чтобы открыть собственную киностудию в Голливуде.

За новаторство режиссёра писатель Бернард Шоу назвал Чаплина «единственным гением кино». Действительно, Чарльз многое изменил в комедии: он стал уделять больше внимания деталям, сократил количество так называемых гэгов (комедийных приёмов) и увеличил время, отведённое для каждого из них, добавил лирические и драматические мотивы. Чаплин развивал традицию социальной критики. Проникшись состраданием к обездоленным и обнищавшим людям, он часто показывал на экране жизнь простых бедняков, как в драматической комедии «Малыш». Эта картина о мальчишке из трущоб и бродяге во многом основывалась на личных воспоминаниях Чарльза.

Киноплакат к фильму «Малыш».

В 1920-е годы Чаплин создал немало социальных комедий в своей собственной студии. В 1925 году вышел его фильм «Золотая лихорадка», в котором режиссёру удалось создать юмористическую атмосферу, рассказывая о поисках золота на Аляске. В реальной жизни людям, работающим на золотых рудниках, приходилось сталкиваться с жуткими условиями труда, холодом и голодом. Используя даже такую основу, Чаплин смог сделать историю смешной, благодаря таким эпизодам как «танец с булочками» или «элегантное поедание ботинка».

Киноплакат к фильму «Золотая лихорадка».

Чарльз был одним из сторонников немого кино. Он считал, что звук может испортить эффект от самой игры актёров. Одни режиссёры поддерживали позицию Чаплина, другие думали, что запись звука увеличит стоимость кинопроизводства, и поэтому не решались принимать новшество.

Сцена «поедания ботинка» из фильма «Золотая лихорадка».

Первое звуковое кино

В 1927 году компания Warner Bros. сделала резкий поворот в развитии мирового кинематографа и выпустила первый озвученный фильм «Певец джаза» режиссёра Алана Кросланда. Для воспроизведения звука была разработана система «Витафон», которая позволяла записать звуковую дорожку на синхронизированный диск. Картина включала в себя несколько песенных номеров и короткую фразу: «Вы не то ещё услышите». Именно эта реплика принесла фильму о еврейском музыканте ошеломительный успех.

Киноплакат к фильму «Певец джаза».

Создание озвученной комедии было сопряжено с рисками, и в первую очередь финансовыми. Бюджет, который удалось собрать Warner Bros., составил 422 тысячи долларов, что в 1920-х годах являлось огромной суммой. Руководитель компании Гарри Уорнер вложил в проект личные сбережения и отказался от зарплаты. После выхода фильма усилия всех участников съёмок были вознаграждены — в прокате картина собрала свыше трёх миллионов долларов. Сторонники немого кинематографа утверждали, что этот случай стал исключительным и вряд ли озвученные картины будут иметь дальнейшие перспективы, но уже через несколько лет эпоха немого кино начала уходить в прошлое.

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится