Лубок: картинки для народа
939
просмотров
Истоки этого жанра — восточные контурные гравюры. Лубок появился в Европе в XV веке, а в России — в XVII веке и завоевал большую популярность у крестьян и горожан, а его авторы в полной мере владели не только острым словцом, но и проявляли навыки мастерства иллюстрации и карикатуры.

Яркие картинки с незамысловатыми фигурками и простыми, часто юмористическими, подписями — образец таланта русских народных художников, доставлявший немало радости неискушенным покупателям. Лубочные картинки выполнялись с использованием резных деревянных клише, с помощью которых делали оттиски на листах недорогой бумаги. Со временем контурные рисунки этих гравюр стали частично раскрашивать яркими красками, что делало их более выразительными и привлекательными.

Лубок "Кот Казанской, ум Астраханской, разум Сибирской". XVIII век)

История контурных гравюр достаточно давняя. В Китае их стали печатать только в VIII веке, а до этого времени рисовали от руки. В Индии контурные раскрашенные рисунки часто были частью буддийского культа. Тибетские художники создавали раскрашенные миниатюры — цакли, которые использовались в буддийской молитвенной традиции.

Цакли с изображением Хаягривы. Тибет. XIII—XIV вв. Музей Метрополитен, Нью-Йорк

В Европе лубки появились только в XV веке, их выполняли в технике ксилографии. Простые картинки и тексты позволяли, что называется, «нести слово в массы», а одним из ярких примеров стала Библия бедных (лат. Biblia pauperum). Первое такое издание было напечатано на немецком языке в 1462 году и появилось благодаря христианским проповедникам. Они справедливо полагали, что картинки с изображениями сюжетов из Святого Писания дают малограмотным прихожанам большую наглядность в изучении Библии, а короткие сопроводительные тексты были написаны не на латыни, а на языке той страны, для которой была напечатана книга. К концу XV века Библия бедных была напечатана также в Нидерландах.

«Библия для народа» русского гравера Василия Корня была создана мастером в 1695 году. Некоторые изображения Христа были признаны неканоническими, поэтому весь тираж уничтожили. Сегодня единственный неполный экземпляр этой книги хранится в Российской национальной библиотеке Санкт-Петербурга.

Благодаря своей простой и доходчивой форме — картинки с краткими подписями, — а также простоте тиражирования лубок, это своеобразная средневековая листовка, стал способом воздействия на широкие народные массы. Подобные печатные листки использовали во время Крестьянской войны в Германии, во время Великой французской революции. Фактически, лубок стал прародителем агитационного плаката, а сюжеты юмористических изображений — предпосылками к рождению жанра карикатуры.

На этой карикатуре времен Французской революции (1789) изображено «третье сословие», куда входили мещане, купечество и крестьяне, которое тянет на себе два привилегированных класса — дворянство и священников.

К концу XVII века в московском Овощном ряду, а также в лавках Спасского моста можно было купить так называемые «немецкие потешные листы», которые печатались на специальном станке в придворной типографии. Но вскоре «листы, коеи печатали немецы еретики, лютеры и кальвины» были запрещены церковниками, которые, помимо этого, были категорически против тиражирования ликов Христа. Разрешение на печать лубков выдавала Изуграфская палата, но вскоре эти ограничения стали игнорировать. В середине XVIII века утверждение макетов для печатания бумажных икон было возложено на епархиальных архиереев. В 1822 году печать лубков стала подвергаться полицейской цензуре.

Лубок с изображением Алеши Поповича. XVIII век

Горожане и крестьяне охотно покупали недорогой яркий товар — сказки и притчи, исторические и библейские сюжеты, поучительные рисунки, посвященные порочным пристрастиям вроде пьянства или жадности, иллюстрации к известным народным песням, картинки с миловидными барышнями и виды городов. Самый дешевенький образчик печатного искусства стоил полкопейки, а красиво раскрашенная картинка со многими деталями могла стоить двадцать пять копеек.

«Медведь с козою прохлаждаются». Лубок XVIII века

Свое название эти простенькие картинки получили, по всей вероятности, по названию тонкого слоя древесины — луба, который отделяли с внутренней стороны коры липы при ошкуривании этого дерева. Из плоских и тонких полос луба плели кули и коробы, делали рогожи и лапти, а также использовали его вместо бумаги. По другой версии, поскольку древесина липа была одним из любимых материалов для резьбы, по ее наименованию стали называть и картинки, созданные с помощью резаных по липе клише. Еще одно название лубочных картинок — «простовик» — отражало их предназначение для простого люда, а, может, имелась ввиду простота и доступность образов, которые изображали на лубках художники.

Неизвестный русский художник. «Мыши кота погребают». 1760

Контуры лубков печатались на так называемых «фряжских станках» с резных деревянных досок. На одной из первых печатных фабрик купцов Ахметовых, производящих лубки, работало 20 станков. Готовые черно-белые картинки отвозили в артели, где их раскрашивали вручную рабочие-цветальщики. С изобретением парового печатного станка появилась цветная печать, и лубки стали еще более массовыми: их стали печатать литографическим способом. К концу XIX века московские типографии Сытина, Морозова, Чижова и многих других издателей печатали около 4 млн лубков ежегодно.

«Сказка о рыбаке и рыбке. Жил старик со своей старухой у самого синего моря…» Москва, Типо-Литография П. И. Орехова. 1878

Лубки часто печатались сериями, что представляет большой интерес для историков народного быта. Эти рисунки — очень интересный источник для изучения обычаев, нравов, моды и быта людей, а также роста художественного мастерства граверов, которые изготавливали доски, а позже медные клише, с которых печатались лубки.

Шел австриец в Радзивиллы... Казимир Северинович Малевич 1914

К народному искусству лубка обращались многие русские художники, в том числе иллюстратор

Иван Билибин

. «Крестьянская» тема и примитивное народное искусство часто мелькали в популярных принтах и узорах текстиля художников русского авангарда. В жанре лубка работали Казимир Малевич,

Василий Кандинский

. Наталья Гончарова постоянно обращалась в своих работах к русскому лубку, а ее муж, Михаил Ларионов, был страстным коллекционером лубков. Как вспоминал художник Павел Мансуров, «больше всего они бродили с Кандинским по базарам, отыскивая мужицкие лубки. Бова Королевич и Царь Салтан, а с ними ангелы и архангелы, „хваченные“ анилином вдоль и поперёк, — вот это, а не Сезанн, явилось источником всех начал».

Четыре евангелиста Наталья Сергеевна Гончарова 1911

Осенью 1914 года было создано издательство «Сегодняшний лубок», задачей которого стало создание открыток для поднятия боевого духа русских солдат. Всего в издательстве вышли 42 открытки, созданные в стиле народного лубка, над которыми работали такие художники, как Илья Машков, Давид Бурлюк, Казимир Малевич, Аристарх Лентулов, Василий Чекрыгин и Владимир Маяковский, который также написал часть стихотворных текстов.

«Сегодняшний Лубок». Открытка «Австрияки у Карпат Поднимали благой мат». 1914

Наиболее глубоко русский лубок исследовал сенатор, правовед и искусствовед Дмитрий Александрович Ровинский (1824−1895). Им было издано 19 научных работ, в том числе «История русских школ иконописания», «Материалы для русской иконографии», а также «Подробный словарь русских гравированных портретов». Истории лубка Дмитрий Ровинский посвятил девятитомник «Русские народные картинки», в состав которого входит четыре атласа — наиболее полное исследование этого жанра на сегодняшний день.

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится