Дама с мухой на поводке, кролик у зеркала, девочка, ведущая за ошейник медведя, поросенок, перелетающий через пруд или корова на ледовой арене. Все эти анималистические абсурдные истории, принадлежащие кисти немца-сказочника, приводят в восторг! Не зря картины Микаэля Совы украшали комнату той самой Амели Пулен с Монмартра. Грех не познакомиться с таким автором поближе, что мы Вам и предлагаем сделать, отправившись в страну, где жирафы плавают в лодках, а люди с рыбьими хвостами рассекают по небу.
Магритт-лайт
С кем только не пытаются сличить почерк Михаэля Совы (Michael Sowa) (родился в 1945 г.) — немецкого художника и иллюстратора, находя в его стиле одновременно черты фламандцев и голландцев 16−17 веков, и современного американского мультипликатора Гари Ларсона. Хмурые пейзажи, глубокие оттенки и внимание к деталям — то, что роднит Сову с представителями фламандской школы. А вот рабочие материалы разнятся: немецкий художник предпочитает писать гуашью или прозрачными акриловыми красками, нанося множество слоев. Что касается героев, то, в отличие от близкой к классической техники, сюжеты автора антиреальны. Поэтому искусствоведы так часто проводят параллель между Совой и Магриттом. Оба сюрреалисты, оба до дрожи остроумны, только у бельгийца сюжеты несколько холоднее, нежели у немца, наверное поэтому творчество последнего растерзано на цитаты издателями детской литературы. И названия у работ какие: «Рыбья школа», «Призрачный город», «Ручой жираф»…Кстати, книга с иллюстрациями Михаэля Совы, доступная сегодня русскоязычным читателям — философская сказка «Маленький король декабрь» Хаке Акселя.
Шанс лицезреть работы Микаэля Совы выпадает редко: за пределами Германии он выставлялся всего один раз — в Японии 6 лет назад. К тому же, художник довольно редко дает интервью и появляется на публике.«Что ты хранишь в этих коробочках? — спросил я.
— Вечером, когда я ложусь спать, я беру с полки коробочку, ставлю рядом с кроватью и снимаю крышку. Потом я засыпаю и вижу сон. А утром, проснувшись, я еще немного полеживаю и вспоминаю, что было ночью. Потом снова укладываю сон в коробочку и ставлю назад на полку».
— Сны, — сказал король Декабрь.
— Сны, — воскликнул я.
— Все мои сны, — сказал король, — в каждой коробочке один сон.
— Как же ты можешь видеть свои сны, если они лежат у тебя в коробочках?
(Аксель Хакке «Маленький король Декабрь»)
От арт-продукции художника ломятся виртуальные полки онлайн-магазинов. К тому же, фантазии Михаэля Совы, чем-то напоминающие кэрэлловский мир, украшают обложки нескольких музыкальных альбомов. А еще этот сказочник придумал героев известного британского пластилинового мультфильма «Уоллес и Громит» — чудаковатого изобретателя, любителя сыра и его пса с потрясающе красноречивой мимикой.
«Король обожает резиновых медвежат. Когда он лакомится резиновым медвежонком, ему приходится обнимать его двумя руками, чтобы не уронить. И несмотря на это он едва поднимает его, потому что один резиновый медвежонок, о двух и говорить нечего, размером почти с пол короля. Король впивается зубами в мягкую резину и выкусывает огромные куски, а в промежутках каждый раз задает один и тот же вопрос:
— Расскажи что-нибудь о своей стране.
Когда он пришел ко мне первый раз, я ответил:
— У нас люди рождаются маленькими, а потом растут себе и растут, и иногда кое-кто становится таким же большим, как баскетболист. Напоследок все чуть-чуть уменьшаются. Потом приходит смерть, и человек исчезает.
— Это нелогично, — сказал маленький Король и откусил у медвежонка правую лапу. — Почему бы человеку не родиться большим, потом постепенно уменьшаться и в конце концов исчезнуть — просто потому, что его уже не разглядеть».
(Аксель Хакке «Маленький король Декабрь»)
Окончив Берлинскую Академию художеств, Микаэль Сова (псевдоним Heinz Obein) занимался преподавательской деятельностью, однако максимально художник раскрылся в живописи и иллюстрации, создавая рисунки для легендарных журналов «New Yorker» и «Titanic». Своему творчеству он посвятил книгу — «Ковчег Сова» с 55 своими иллюстрациями.
В мире животных
Вот топает по лужам серьезный кролик в дождевике, а вот пролетает мимо окна стая пингвинов и проплывает в лодке жираф. Картины Микаэля Совы анималоцентричны, звери на них курят сигары и занимают равноценное людям пространство. Их желание и попытки в чем не уступать человеку придают им обоятельную карикатурность и в то же время, животные, помещенные в странные обстоятельства, выглядят намного естественней людей. Кстати, Сову часто называют «свиным художником», ведь именно смешных хрюшек он изображает чаще и с особой радостью. Морские пейзажи и пасмурная погода — излюбленная атмосфера автора.
Художник стал необыкновенно популярным после выхода в 2001 году нашумевшего фильма «Амели с Монмартра»: ведь именно Сова — создатель светильника-хрюшки, портрета собачки в ортопедическом воротнике («Заключенный») и курицы в жемчужном ожерелье («Птицы с жемчугом»). Отличная реклама, как-никак!
За свой уютный «беззвучный юмор» Михаэль Сова удостоился сатирической премии «Божественный лось». Что ж, ждем новых живописных сказок и ушастых героев!