Прогулка по музею в Бергамо, посвященному событиям бурного XIX века в Ломбардии
533
просмотров
Своего рода осевой эпохой в истории Италии является период Рисорджименто — борьбы за объединение отдельных государств Апеннинского полуострова. Это время имеет ключевое значение для исторической памяти итальянцев, что находит отражение в экспозициях многих музеев. Характерным примером является Секция истории XIX века Исторического музея Бергамо, разместившаяся в городской цитадели.

Рисорджименто и Бергамо

В каждом без исключения итальянском городе можно найти обязательные элементы городской топографии: улицу Кавура, памятник Виктору-Эммануилу II, реже — монумент в честь Джузеппе Гарибальди. Есть они и в Бергамо — североитальянском городе, расположенном в центре области Ломбардия.

Неизменный для итальянских городов памятник Гарибальди — вождю Тысячи.

После падения режима Наполеона I Ломбардия вошла в состав композитной Австрийской империи и оставалась там более 40 лет. Первым масштабным шагом к объединению государств Италии стала Австро-итало-французская война 1859 года, в ходе которой пьемонтская армия и несколько тысяч добровольцев изгнали австрийцев с севера Италии. Командиром корпуса добровольцев был Джузеппе Гарибальди. Утром 8 июня его солдаты — знаменитые альпийские стрелки — вступили в Бергамо. Город вошёл в состав Сардинского королевства, а с 17 марта 1861 года стал частью объединённого Королевства Италии.

Известный бытописатель Италии начала XX века Павел Муратов отмечал, что «Бергамо состоит как бы из двух отдельных городов»: нижнего (Città bassa) и верхнего города (Città alta). Последний представляет собой поселение на 380-метровом холме — маленьком осколке Альп. В 1331 году чешский король Иоганн фон Люксембург заложил здесь крепость (Рокка), которую впоследствии не раз перестраивали разные ломбардские и венецианские правительства. Именно венецианцы завершили формирование комплекса укреплений Верхнего города Бергамо, в 1561–1588 годах построив по периметру холма 6-километровую стену.

План стен Верхнего города 1696 года. Автор Винченцо Коронелли. В восточной части крепости хорошо различима цитадель (Рокка).

Помимо стен крепость Бергамо включает 14 бастионов, четверо ворот, сто бойниц, одну сторожевую будку, а также цитадель. Она расположена в восточной части холма и представляет собой круглый венецианский донжон с укреплёнными пристройками и стеной. В годы австрийского владычества там размещался гарнизон, а после 1848–1849 годов цитадель на какое-то время стала местом заключения революционеров.

По окончании Первой мировой крепость была посвящена погибшим в годы войны героям, что нашло отражение в монументах в Парке памяти возле цитадели. В 1917 году в её помещениях был устроен музей Рисорджименто, который после прошедшей в 1997 году реорганизации стал частью целой сети из шести учреждений, формально объединённых под вывеской Исторического музея Бергамо. С 2004 года экспозиция в Рокке носит название Секции истории XIX века Исторического музея Бергамо.

Общий вид Рокки.
На площадке перед музеем выставлены образцы военной техники. На фотографии самоходное орудие, использовавшееся в африканских кампаниях 1940–1943 годов.
Пример монумента в Парке памяти.

Музей в цитадели

Музей в Рокке включает материалы по истории страны и региона от Итальянского похода Наполеона Бонапарта в 1796–1797 годах до окончательного объединения Италии в 1870 году. С 1933 года экспозиция размещается в здании, которое называется Школой бомбардиров — в венецианское время она служила местом подготовки артиллеристов. Экспозиционную часть музея дополняют коллекция документов и библиотека: более 10 000 томов и около 300 наименований периодических изданий хранятся в здании бывшего монастыря Сан-Франческо. Помещения Секции истории XIX века позволяют проводить временные выставки и другие мероприятия.

Концепция созданного после Первой мировой войны музея предполагала воспитание в молодёжи «идеи Родины» на примере поступков предков.

«Рисорджименто как образец, как катарсис целого народа, в котором можно достичь связи итальянца с нацией и государством», —

так было сказано в музейном проспекте того времени.

Вид сверху на музей.
дание музея — Школа бомбардиров.

Примечательно, что музей открыли 20 сентября — именно в этот день в 1870 году итальянские войска заняли Рим. С первого дня работы учреждения сохранять историческую память планировалось в сотрудничестве властей и населения. Не случайно в изданном по этому случаю манифесте муниципальные власти Бергамо призывали граждан участвовать в сборе исторических свидетельств героизма местных жителей.

В 1930-х годах куратор музея Антонио Локателли углубил эту линию, перенеся акцент в экспозиции на местные события и персонажей, что до сих пор является её отличительной чертой. Безусловно, были добавлены разделы, призванные отразить величие и будущность фашистской Италии, вождь которой мнил себя продолжателем традиций Рисорджименто. После образования Итальянской республики их сменили материалы по истории антифашистского движения, а музей стал называться Музеем Рисорджименто и Сопротивления.

Новый этап в его истории начался в 2003 году. Обновлённый музей в провинциальном городке открыл лично президент республики Карло Адзелио Чампи. За год до этого был создан Фонд истории Бергамо, который является по отношению к Историческому музею организацией-учредителем — это подчёркивает роль музейных организаций Бергамо в сохранении исторического наследия и самобытности региона. В настоящее время активными посетителями музея являются школьники.

Экспозиция: от Наполеона до революции 1848–1849 годов

Символически при входе в экспозицию выставлена красная рубаха гарибальдийцев. С неё начинается маршрут по семи разделам Секции истории XIX века Исторического музея Бергамо.

Начинается экспозиция с «революции» 1796–1797 годов — вступления в Ломбардию французских революционных войск во главе с генералом Бонапартом. Раздел открывает реконструированное Дерево свободы, воздвигнутое местными жителями, которые таким образом приветствовали французов.

Красная рубашка — «мундир» участника Тысячи Гарибальди
Дерево свободы

В 1814 году французов сменил австрийский режим, и вскоре Бергамо стал частью Ломбардо-Венецианского королевства. В посвящённом этому периоду разделе нашли отражение как революционное движение против австрийцев, так и экономическая и культурная жизнь региона. Некоторые примеры организации музейного пространства достойны отдельного упоминания. В частности, рядом с бюстом Джузеппе Мадзини можно услышать слова присяги, которую давали члены организации «Молодая Италия».

Революция 1848–1849 годов на территории Бергамо представлена с помощью прокламаций, периодических изданий, оружия и униформы. Отдельное внимание уделено личностям местных уроженцев — братьев Джованни Баттиста и Габриэле Камоцци, сыгравших важную роль в Рисорджименто.

Прокламация генерала Бонапарта от 31 августа 1796 года, оговаривавшая нормы военного присутствия французов в регионе.
Знамя Почётной гвардии, учреждённой императором Наполеоном в 1805 году.
Шляпа и ключ австрийского чиновника Ломбардо-Венецианского королевства, учреждённого на севере Италии в 1815 году.
Шёлковый платок с вышитой папской символикой, изображением Пия IX и текстом амнистии участникам революционно-освободительного движения, 1847 год.

Части экспозиции, посвящённые истории второй половины XIX века, призваны показать нераздельную связь «большой» и «малой» истории: элементы повседневности бергамасков сочетаются с раскрытием этапов Рисорджименто. Например, отдельное внимание уделено разведению шелковичных червей, чем активно занимались в это время жители региона.

Основная часть экспозиции повествует о революционных событиях всего лишь двух лет: 1859, когда в город вступили солдаты-волонтёры под командованием Гарибальди, и 1860, когда выходцы из Бергамо участвовали в знаменитой Экспедиции Тысячи того же Гарибальди

Театр боевых действий в Ломбардии в 1859 году.
Мундир одного из братьев Камоцци и вещи, иллюстрирующие революционную составляющую Рисорджименто.
Бюст Габриэле Камоцци.
Канонический портрет Джузеппе Гарибальди в красной рубашке.

Многие выставочные элементы помогают посетителю музея максимально полно ощутить себя участником некоторых ключевых в истории Италии моментов. Например, можно оказаться в воссозданной гостиной семейства Габриэле и Альбы Камоцци в Генуе, где в декабре 1859 года был исполнен Гимн гарибальдийцев, ставший символом единства итальянских патриотов различных политических убеждений в достижении основной цели — объединения страны. В экспозиции можно увидеть целый набор уведомлений и прокламаций, приуроченных к освобождению Бергамо от австрийцев, которое произошло 8 июня 1859 года. Также широко представлены бюсты участников освобождения и прочих деятелей Рисорджименто.

Бергамо дал больше всего добровольцев в Тысячу гарибальдийцев, которые 11 мая 1860 года высадились на Сицилии для освобождения юга Италии от власти Бурбонов: 174 человека из 1089. Не зря в официальной патриотической истории страны Бергамо часто именуют Городом Тысячи.

С помощью живописных портретов, фотографий, элементов униформы, оружия и иных средств в музее воссозданы лица и события двух решающих лет итальянской истории XIX века. Отдельное внимание уделяется финансированию Экспедиции Тысячи, в котором участвовали в том числе видные граждане Бергамо.

Униформа и оружие участника Тысячи.
Высадка Тысячи в Марсале на Сицилии.
Пряди волос Джузеппе и Аниты Гарибальди, домашние туфли и портсигар героя.
Униформа генерала Национальной гвардии.

Место исторической памяти

Маршрут музейной экспозиции завершается разделом, посвящённым экономической жизни региона после объединения Италии. Лопата, плуг и маслобойка — эти инструменты, занимавшие центральное место в жизни большинства жителей сельскохозяйственного края, наряду с фотодокументами и предметами быта позволяют связать национальную историю с тихой и спокойной повседневностью. С одной стороны, бергамаски дали эпохе Рисорджименто немало славных имён. С другой, отложив в сторону оружие, они вернулись к мирным занятиям и вновь стали крестьянами, ремесленниками, коммерсантами или священниками. Постоянное чередование в экспозиции рассказа об экономике, культурной жизни и повседневных заботах с повествованием о событиях «большой истории» эпохи Рисорджименто является продуманной политикой и заслугой руководства музея. В этом смысле Исторический музей Бергамо в лице Секции истории XIX века является достойным примером организации региональных мест памяти.

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится