Легенда 1. Ленин и Керенский учились в одной гимназии
Вердикт: это неправда.
Отец Керенского Федор Михайлович был директором Симбирской мужской гимназии, которую окончили два брата Ульяновых: народоволец Александр Ильич и социал-демократ Владимир Ильич, более известный под псевдонимом Ленин.
Александр Керенский родился в 1881 году в казенной квартире, располагавшейся на первом этаже этой гимназии — там проживала вся семья директора. Отцы будущих революционеров были хорошо знакомы. Илья Николаевич Ульянов служил инспектором народных училищ и не раз бывал в гостях у Федора Михайловича. Можно даже предположить, что Владимир Ульянов и Александр Керенский в детстве сталкивались друг с другом, но у них была большая разница в возрасте — одиннадцать лет. Ульянов окончил Симбирскую гимназию в 1887 году: Керенскому тогда было только шесть. В 1889 году его семья переехала в Ташкент, где Александр и поступил в гимназию.
Легенда 2. Керенский был очень религиозным человеком и с детства пел в церковном хоре
Вердикт: это не совсем правда.
Александр Керенский действительно писал, что в раннем детстве был глубоко религиозным. Его учитель в Ташкентской гимназии Фридрих Дукмеер вспоминал, что будущий политик посещал гимназическую церковь и пел в церковном хоре, но называл это скорее усердным соблюдением режима учебного заведения. По словам Дукмеера, основные увлечения его ученика были исключительно светскими: он умело танцевал, декламировал стихи и выступал на любительской сцене.
Хотя экзамен по Закону Божьему (обязательный предмет в царских гимназиях) Александр Керенский сдал на отлично, позже он не отличался особой набожностью. Впрочем, атеистом он тоже не был. Писатель Роман Гуль, познакомившийся с Керенским в эмиграции, рассказывал, что в последние годы он «был церковным православным человеком, посещавшим церковь и выстаивавшим службы от начала до конца, во время Великого поста ни одной службы не пропускавшим, исповедовавшимся и причащавшимся».
Легенда 3. Он произносил пламенные речи, а потом падал в обморок
Вердикт: это правда.
Эмоциональные речи были политическим стилем Александра Керенского в 1917 году. Его напряжение и возбуждение передавались слушателям: в первые месяцы революции выступления министра имели большой успех. Газеты действительно писали о том, что на последних словах Керенский часто падал в обморок. Многие воспринимали это как следствие сильной усталости: казалось, что министр работает до изнеможения и буквально жертвует собой ради идеалов революции. Когда к осени 1917 года авторитет Керенского начал угасать, пламенность его речей и обмороки все чаще стали называть проявлением слабости, болезненности и истеричности.
Легенда 4. Он всегда ходил во френче и кепке
Вердикт: это неправда.
Керенский очень тщательно следил за своим публичным образом, в том числе и за стилем одежды. Сразу после революции он сменил строгий костюм и накрахмаленную рубашку с галстуком на темную, наглухо застегнутую тужурку. По мнению современников, такое перевоплощение придавало министру-социалисту более демократичный вид.
Керенский вновь сменил костюм, когда возглавил военное ведомство. Как гражданское лицо, он отказался от принятой в российской армии форменной одежды, выбрав полувоенный стиль: френч без знаков различия, кепи с высокой тульей, бриджи и краги. Злые языки говорили, что новый образ Керенского больше напоминал форму шофера. В эмиграции он вернулся к строгому костюму.
Легенда 5. Он был масоном
Вердикт: это правда.
Тайные общества масонов появились в России еще в XVIII веке. Среди их участников называют просветителя Николая Новикова, Александра Суворова, Николая Карамзина, революционера Павла Пестеля, Михаила Сперанского, Александра Пушкина и даже императора Александра I. В 1910 году на основе существовавших ранее масонских лож создали организацию «Великий Восток народов России». Ее члены не соблюдали масонских традиций, мистических ритуалов и не обсуждали философско-этические проблемы. Их основной целью было изменение политической системы России. «Великий Восток народов России» был фактически надпартийным политическим клубом и местом встреч людей разных убеждений.
Сам Александр Керенский не скрывал, что был масоном. В воспоминаниях он писал, что стал членом ложи в 1912 году, после своего избрания депутатом IV Государственной думы. Керенский занимал довольно видные места в «Великом Востоке народов России»: сначала член Верховного совета лож, а позже, в 1916 году, — секретарь Верховного совета.
В первом составе Временного правительства членами ложи были Николай Некрасов (министр путей сообщения), Александр Коновалов (министр торговли и промышленности) и сам Керенский (министр юстиции). Сначала в кадровой политике новых властей можно было заметить влияние масонского Верховного совета. Однако с началом революции, когда в политику вовлекались тысячи новых деятелей, «Великий Восток народов России» перестал иметь какое-либо значение.
Легенда 6. При Николае II Керенского арестовали и сослали за то, что он защищал бунтующих крестьян
Вердикт: это неправда.
В годы революции 1905 года помощник присяжного поверенного Александр Керенский вступил в революционную группу «Организация вооруженного восстания», созданную двоюродным братом его первой жены Сергеем Васильевым. Группа распространяла листовки с призывами к вооруженной борьбе с царской властью, а также издавала социалистическую газету «Буревестник». 23 декабря 1905 года Керенский был арестован. Во время обыска в его квартире были найдены прокламации «Организации вооруженного восстания», несколько экземпляров программы партии социалистов-революционеров, тетрадь со стихотворениями «преступного содержания» и заряженный револьвер. Этого хватило, чтобы обвинить Керенского в причастности к подготовке восстания и связи с организацией, планировавшей свергнуть монархию.
До апреля 1906 года Керенский сидел в одиночной тюрьме «Кресты». Позже его отпустили под гласный надзор полиции с запретом на проживание в Петербурге, Москве и других крупных городах.
После Керенский вместе с семьей уехал к своему отцу в Ташкент. Через девять месяцев после ареста его дело было прекращено за недостатком улик. Уже в середине августа 1906 года он смог вернуться в Петербург. Тогда и произошел судебный процесс, который сделал Керенского известным адвокатом по политическим делам. В октябре 1906 года он защищал эстонских крестьян, разграбивших поместье местного барона. В результате большинство обвиняемых оправдали. Позже Керенский участвовал и в других громких политических процессах.
Легенда 7. Его называли «гением свободы»
Вердикт: это правда.
В начале революции Александр Керенский пользовался невероятной популярностью. В обществе сформировался своеобразный культ: его считали революционным вождем, встречали бесконечными аплодисментами, забрасывали цветами и буквально носили на руках. Керенскому посвящали стихи, писали его портреты, восторженные жизнеописания и создавали скульптуры. «Гений русской свободы» — это даже не самый звучный эпитет среди тех, которыми Керенского награждала пресса. Его называли «первым гражданином», «рыцарем революции», «солнцем русской свободы», «народным трибуном», «пророком», «вождем и спасителем России», «защитником всего трудового народа», «первой любовью революции» и так далее.
Легенда 8. Он был наркоманом
Вердикт: скорее всего, это неправда.
В 1917 году ходили слухи о том, что Александр Керенский употребляет морфий или кокаин. По большей части они были связаны с поведением министра Временного правительства: его эмоциональные и энергичные выступления чередовались с нервными срывами. Такие слухи свидетельствовали о падении авторитета Керенского и формировали его негативный образ.
Достоверных свидетельств о наркотической зависимости Керенского нет. Но у исследователей есть основания считать, что после удаления почки в марте 1916 года (тогда врачи поставили Керенскому диагноз «острая форма пиелонефрита») некоторое время он мог принимать морфий как обезболивающее средство. Так или иначе, серьезная наркотическая зависимость вряд ли позволила бы ему дожить до 89 лет.
Легенда 9. Он возомнил себя Наполеоном
Вердикт: это не совсем правда.
Образ Керенского, возомнившего себя Наполеоном, очень полюбили советские карикатуристы. Кстати, Сергей Эйзенштейн в своем фильме «Октябрь» (1927) изобразил главу Временного правительства именно как самодовольного претендента на роль Наполеона. Такой образ Керенского появился еще в начале революции: тогда у него была репутация сильного лидера, способного взять на себя роль «спасителя отечества» — нового Наполеона. Вот как Марина Цветаева описывала без устали работающего министра:
И кто-то, упав на карту,
Не спит во сне.
Повеяло Бонапартом
В моей стране.
Другие сравнивали Керенского с Наполеоном из-за того, что он якобы хотел узурпировать власть и установить личную диктатуру. Большевики использовали в отношении политика термин «бонапартизм» в том смысле, в каком его употреблял Карл Маркс: стремление к установлению контрреволюционной диктатуры, лавирующей между борющимися классами.
Можно предположить, что широкие полномочия Керенского и складывавшийся вокруг него культ могли вскружить голову политику. Накануне Октябрьского переворота он сосредоточил в своих руках всю гражданскую и военную власть, будучи одновременно министром-председателем и верховным главнокомандующим. Тем не менее в публичных заявлениях он отвергал возможность принять на себя роль Наполеона. Например, на заседании Петроградского совета 22 мая Керенский так отвечал своим критикам:
«Здесь меня изображали стремящимся к какой-то узурпации, аргументируя моим отсутствием. <…> Люди, стремящиеся подорвать доверие народа к тем, кто работает для него, люди, идущие против власти, созданной народом, подготавливают путь для настоящих диктаторов».
Отдельно нужно сказать о запечатленной на фотографиях «наполеоновской позе» Керенского: правая рука заложена за отворот френча, левая за спиной. Ее причины прежде всего медицинские. Во время поездок по России Керенскому приходилось здороваться за руку с тысячами поклонников. Результатом такого количества рукопожатий стала тяжелая невралгия, из-за которой он с трудом мог пошевелить пальцами. Сначала он носил руку на перевязи, но в итоге предпочел «позу Наполеона».
Легенда 10. Керенский виноват в приходе большевиков к власти
Вердикт: это скорее неправда.
Вопрос о персональной ответственности Александра Керенского за Октябрьскую революцию можно назвать спорным. Керенский действительно был важным элементом политической системы, сложившейся после революции, и едва ли не единственной фигурой, которая устраивала и либеральные, и умеренные социалистические силы. Именно поэтому Керенский казался человеком, способным сохранить гражданский мир среди напряженных социальных противоречий. Он был олицетворением политики коалиции социалистов и либералов, которая с каждым новым кризисом встречала все меньше поддержки среди населения. Буквально до последнего момента Керенский пытался сохранить мир между откровенно враждебными друг другу группами.
Став военным министром, Керенский начал наступление на фронте. Так он стремился доказать, что революция не ослабила военный потенциал России, а, наоборот, его усилила. Кроме того, многие считали, что активные действия на фронте могли вернуть дисциплину в армию и повысить упавшую после революции мораль солдат. Эта его позиция отвечала задачам влиятельных политических сил и получила поддержку умеренных социалистов на Первом Всероссийском съезде Советов летом 1917 года. Однако наступление привело не только к поражению, но и к росту антивоенных настроений в стране. Оно стало началом падения авторитета не только самого Керенского, но и всех, кто его поддержал.
Многие эмигранты обвиняли министра в том, что он не проводил репрессии против леворадикальных антиправительственных политических сил, прежде всего большевиков и анархистов. В этом случае Керенский опирался на позицию умеренных социалистов и стремился действовать в рамках правового поля. Он считал, что арестовывать можно только тех, чьи попытки свергнуть установившийся режим были доказаны.
Александр Керенский оказался на вершине власти, потому что был единственной фигурой, которая устраивала и социалистов, и либералов на первом этапе революции. А победа большевиков и их союзников — это скорее итог противоречий той политической системы, которая сложилась в феврале — марте 1917 года.
Легенда 11. В Зимнем дворце он жил в спальне бывшей императрицы, поэтому его в шутку называли Александрой Федоровной
Вердикт: это неправда.
В июле 1917 года Зимний дворец стал резиденцией Временного правительства. Вслед за ним туда переехал и министр-председатель. Такой политический жест нанес и без того падающему авторитету Керенского серьезный удар: некоторые современники обвиняли его в пьянстве, употреблении наркотиков и организации оргий во дворце. По Петрограду поползли слухи о том, что политик спит в бывшей кровати императрицы и заказал сервиз с монограммой «Александр IV». Это оскорбляло и сторонников монархии, и ее противников. Так имя и отчество Александра Федоровича Керенского превратились в имя и отчество последней императрицы Александры Федоровны. На самом деле министр-председатель использовал царские комнаты в качестве служебных: в библиотеке Николая II он принимал доклады, а в бывших покоях Александра II разместились канцелярии. В качестве жилых покоев Керенский выбрал кабинет, приемную и гостиную Александра III.
Легенда 12. Керенский бежал из Зимнего дворца в женском платье
Вердикт: это неправда.
Это, пожалуй, самый известный миф о Керенском. Слух о том, что министр бежал из Зимнего дворца, переодевшись сестрой милосердия, появился еще в дни Октябрьской революции. Хотя официальная советская историография его не тиражировала, он прочно вошел в коллективную память и оказался отражен, например, на картинах известных художников. Среди них «Бегство Керенского из Гатчины» Григория Шегаля и «Последний выход Керенского» Кукрыниксов.
Советский журналист Генрих Боровик, бравший интервью у Керенского в 1966 году, вспоминал, как тот с возмущением воскликнул:
«Передайте там у себя в Москве — у вас же есть серьезные люди: скажите им, пусть перестанут писать эту глупость обо мне, что я из Зимнего Дворца убежал в женском платье!..»
На самом деле 25 октября 1917 года министр-председатель ни от кого не скрывался: он выехал из Петрограда навстречу своим войскам в открытом автомобиле. На нем был привычный полувоенный френч. Переодевание произошло позже, когда Керенский спасался из Гатчинского дворца после поражения его войск, шедших на Петроград. Но облачался он не в женское платье, а в форму матроса:
«Через несколько секунд я преобразился в весьма нелепого матроса: рукава бушлата были коротковаты, мои рыжевато-коричневые штиблеты и краги явно выбивались из стиля. Бескозырка была мне так мала, что едва держалась на макушке. Маскировку завершали огромные шоферские очки».
Легенда 13. Незадолго до смерти он подал прошение о возвращении в СССР, но ответа не получил
Вердикт: это неправда.
В конце мая 1968 года священник Русской православной церкви Беликов, проживавший в Великобритании, сообщил в посольство СССР в Лондоне о своей беседе с Александром Керенским. Во время разговора с ним бывший министр Временного правительства упомянул, что «с большой охотой уехал бы сейчас в Советский Союз, если бы советские органы предоставили ему такую возможность». Он также сказал, что Октябрьская революция являлась «логическим завершением общественного развития России», что «он нисколько не сожалеет, что произошло именно так» и что радуется успехам, которых добилась его бывшая родина. Эта информация заинтересовала руководство СССР, и в июле того же года вопрос рассмотрели на заседании ЦК КПСС. Дипломатическим представителям в Великобритании поручили встретиться с Керенским в неофициальной обстановке и узнать, действительно ли он хочет вернуться в СССР. Нужно было также получить от него заявление о признании закономерности социалистической революции, правильности политики правительства страны, а также успехов советского народа, достигнутых за 50 лет. Точно неизвестно, состоялась ли эта встреча, но в итоге вопрос был снят с обсуждения, и приезд Керенского в СССР не состоялся.
Легенда 14. Зарубежные православные священники отказались его отпевать, и его пришлось похоронить на кладбище для бедняков
Вердикт: это неправда.
Александр Керенский умер 11 июня 1970 года в Нью-Йорке. 14 июня в поминальной часовне Фрэнка Кэмпбелла состоялась панихида, на которой присутствовало около 350 человек. По сообщению корреспондента New York Times, отпевание провел протопресвитер Александр Киселев, настоятель храма преподобного Серафима Саровского Русской православной церкви за границей. За богослужением пел хор Николая Афонского при соборе Покрова Пресвятой Богородицы в Нью-Йорке. По желанию сыновей Керенского, живших в Великобритании, гроб с его телом переправили в Лондон и захоронили на кладбище Патни-Вейл, где покоились люди разных вероисповеданий.