Торакомах: доспех римского воина
533
просмотров
Торакомах – это толстая набивная одежда, которая надевалась под доспех римских воинов для уменьшения трения, амортизации ударов и согревала воина в холодное время года. Что известно об этой детали римского военного снаряжения III–VI веков?

«…чтобы панцирь не повреждал бренное тело»

Доспехи римских воинов отличались значительным весом. Автор жития Феодора Сикионского, живший в начале VII в. н.э. сообщал, что панцирь в это время весил 50 фунтов, т.е. около 16 кг. Примерно такие же цифры дают современные реконструкции доспехов. Кольчуга весила 10–12 кг, чешуйчатый панцирь – от 8 до 10 кг. Хотя большой вес вооружения частично компенсировался тем, что был равномерно распределён по поверхности всего тела, его ношение требовало значительной силы и выносливости.

При переправах через реку или при морских сражениях тяжесть носимых воинами доспехов неоднократно увлекала своих хозяев на дно. Фреска VI в. с изображением гибели фараона и его войска

Особенно тяжелы были длительные пешие переходы при оружии, а во время сражения воины буквально изнемогали под их тяжестью. Аммиан Марцеллин, профессиональный солдат и историк, живший в конце IV в., писал, что всадник — клибанарий, носивший самый тяжёлый доспех, будучи выбит в ходе боя из седла, сам уже не мог подняться на ноги без посторонней помощи. Для сбережений сил воинов «Стратегикон» Маврикия, написанный в конце VI в., советовал совершать длительные пешие переходы налегке. При этом доспехи и тяжёлое вооружение должны были следовать за воинами в обозе и только при непосредственной угрозе со стороны неприятеля воины должны были нести оружие сами.

При отступлении именно доспехи в первую очередь бросались беглецами. Солдаты зачастую продавали свою экипировку или просто выбрасывали, стремясь в буквальном смысле облегчить себе несение бремени военной службы. Военное командование старалось пресекать подобную практику. Продажа доспехов приравнивалась к дезертирству и каралась смертью. Военный теоретик Вегеций, живший в конце IV – начале V вв. н.э., доказывал пагубность практики отказа от ношения доспехов, распространившейся в современной ему римской армии:

«Панцирь и шлем кажутся тяжёлыми пехотинцу, который редко упражнялся и редко имел дело с оружием. Конечно, при ежедневном пользовании ими он не чувствовал бы тягости, даже если бы носил достаточно тяжёлое оружие. Те, кто не могут выдержать труда ношения старинного оборонительного оружия, оставив незащищённым своё тело, тем самым неизбежно подвергаются ранению и смерти… Отказываясь от упражнений и труда, они с величайшим позором избиваются как стадо баранов».

Поддоспешная одежда

Современные реконструкторы свидетельствуют, что кольчуга при долговременном ношении сильно натирает кожу на ключице, где кости скелета не скрыты достаточно толстым слоем мышц. По этой причине воины должны были надевать под доспехи специальные средства защиты. О времени их появления у нас нет определённых данных.

Гай Юлий Цезарь, описывая осадные операции вокруг осаждённого его войсками Диррахия в 48 г. до н.э., упоминал, что «для защиты от стрел его солдаты мастерили из войлока, из тряпок или из кож рубашки и фуфайки». К сожалению, из этого краткого сообщения совершенно неясно, насколько регулярной являлась такая практика. Цезарь также не объяснил, как именно носили его солдаты кожаные рубашки: поверх доспехов или под ними. У каждой из версий имеются свои сторонники.

Основание колонны из Майнца с рельефным изображением римского легионера I в. н.э., носящего тунику поверх доспехов

Известно, что воины Лукулла в 72 г. до н.э. во время похода в Армению закрывали своё оружие и шлемы кожаными чехлами, которые они снимали перед боем. Та же практика существовала в римской армии, осаждавшей в 70 г. Иерусалим. Иосиф Флавий писал о том, что солдаты на параде выступали «во всём блеске парадного вооружения, сняв с оружия и доспехов кожаные чехлы, которые покрывали их обычно». Существует ряд изображений, на которых римские воины носят поверх доспехов туники, оберегавшие доспехи от лучей солнца летом и дождя зимой.

С другой стороны, римские авторы III–IV вв. упоминали особую одежду в гардеробе воинов, которая по-латыни называлась subarmalis, т.е. «поддоспешник». Император Септимий Север, желая наказать преторианскую гвардию, отдал ей приказ выстроиться на смотр без доспехов, имея на себе лишь «поддоспешники». «Толстый» поддоспешник упоминался среди подарков, присланных будущему императору Аврелиану.

Фрагмент скульптуры II в., на котором отчётливо изображена одевавшаяся под доспех мягкая одежда. Археологический музей, Сиде

Анонимный автор латинского трактата «О Военных делах», живший в начале V в. н.э., описывал подобную одежду под названием торакомаха:

«Это род одеяния, которое изготавливается из войлока по размеру человеческой груди и для её прикрытия. Сшила его искусная мастерица из мягкой шерсти из опасения, что, если одеть его сначала, панцирь либо иная подобная защита не повреждали бренное тело грубостью массы. Одевший его также доставит членам своего тела большое облегчение, способствующее работе при оружии и непогоде».

C той же целью Византийский Аноним в VI в. предлагал надевать доспехи поверх гиматия:

«…чтобы с одной стороны, вооружение, плотно облегая тело, вместе с тем не травмировало бы его своим жёстким соприкосновением, а с другой стороны, чтобы металлические снаряды врагов не достигали легко тела, но встречали препятствие, во-первых, благодаря твердости железа, его форме и гладкости, и во-вторых, благодаря удалённости железа от тела».

Основной функцией торакомаха была амортизация ударов по корпусу воина, поэтому его толщина, по рекомендации Византийского Анонима, должна быть «не менее пальца», т.е. около 2 см. В качестве материала для набивки византийские авторы рекомендовали использовать смесь хлопковой ваты и шёлковых очёсов. Маврикий рекомендовал изготавливать гиматии «по аварскому образцу либо из льна, либо из козьей шерсти, либо из другой грубой шерстяной ткани». Гиматий должен был иметь свободный покрой и длину, достаточную для того, чтобы прикрывать колени кавалериста. Кроме того, они должны были иметь хороший внешний вид.

Защита от ударов

Металлический доспех, который воин носил в бою, мог отразить удар оружия противника, но не спасал своего владельца от контузии и повреждения внутренних органов. При тяжести оружия и значительной силе удара лезвию не было нужно проникать сквозь защитный слой, чтобы вызвать такие повреждения, как перелом костей или внутреннее кровотечение. Кожа, войлок или плотная ткань, простёганная в несколько слоёв, принимали на себя основную силу удара, смягчая и уменьшая его травматическое воздействие.

Изображение торакомаха на рукописной иллюстрации XV главы трактата «О Военных делах», Codicis Latini Monacensis 10291

В случае если оружие, пробив доспех, всё же вонзалось в плоть, подкладка препятствовала ему проникнуть настолько глубоко, чтобы причинить немедленную смерть. В этом смысле торакомах сам по себе был достаточно надёжной защитой от поражения, причиняемого метательными снарядами, а также от плохо нацеленных и скользящих ударов ручным оружием. Уязвимость перед колющими ударами обусловила необходимость использовать торакомах в сочетании с металлическим доспехом.

О покрое торакомаха сложно судить ввиду отсутствия достаточного количества данных. На иллюстрации Codicis Latini Monacensis 10291 рукописи XV главы «О Военных делах» торакомах представлен в виде достаточно свободной рубахи с длинным подолом и широкими рукавами до локтя. Как торакомахи обычно интерпретируют и изображения короткой поясной одежды с лопастями птериг, прикреплёнными к подолу и плечам, которые среди других предметов военного снаряжения представлены на целом ряде рельефов I–III вв.

Погребальная стела Северия Акцепта, изображение справа часто интерпретируется исследователями в качестве торакомаха. Археологический музей, Стамбул

Изображением торакомаха, по мнению ряда исследователей, является рельеф на погребальной стеле, принадлежавшей солдату VIII Августа легиона Северию Акцепту и датированной III в. Он представляет собой изображение короткой одежды с окантованным подолом и пятью полосами вертикальной прошивки. Два ряда птериг прикреплены к подолу одежды, ещё один ряд – к плечевой части.

Ряд кожаных фрагментов из Виндониссы, датируемых первой половиной I в. н.э., был интерпретирован исследователями в качестве остатков кожаной одежды наподобие жилета, носившейся римскими солдатами под панцирем. Наконец, органические следы, представлявшие собой остатки кожаной одежды жёлтого цвета, до сих пор видны под кольчугой воина, обнаруженного археологами при раскопках туннеля под башней № 19 из Дуры-Европоса.

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится